Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

И все-таки горит

Прощаясь с Большим, Алексей Ратманский подарил театру постановку, которой от него ждали все годы его руководства труппой — с массой танцев, драматических сцен и патетических жестов

Ведомости / Понедельник 07 июля 2008
Пламя Парижа«упоминалось худруком балета Большого еще тогда, когда он только пришел в театр — с идеей сделать балет современным, вернув ему собственное прошлое. Спектакль о Великой французской революции — лауреат Сталинской премии. По легенде, вождь приезжал в театр на каждый показ «Пламени Парижа» к последнему действию — там революционный народ штурмовал Тюильри, и сотня артистов, переобувшись из пуантов в сапоги, с ружьями наперевес угрожающе двигалась на зрителей.
Эта мизансцена, вошедшая во все книги о советском балете, завершает и новое «Пламя Парижа». Но в откорректированном виде. Теперь один из главных персонажей, Жером, оказывается там же, сжимая в руках отрубленную голову возлюбленной. Апофеоз лишается той чистой победоносной радости, которую еще испытывали в 1932 г. создатели «Пламени Парижа», сами бывшие участниками революции.
Поначалу Ратманский был увлечен идеей реконструировать постановку Василия Вайнонена. Однако, хотя «Пламя Парижа» шло до середины 1960-х и живы многие его исполнители, оно продемонстрировало, что память — продукт скоропортящийся, а балетная память, не опирающаяся на письменные источники, — вдвойне: ветераны смогли вспомнить и показать лишь те номера, которые и сегодня танцуются в концертах: два па-де-де и танец басков — а это двадцать минут из четырехактного спектакля.
Поэтому Ратманскому пришлось сочинить балет практически заново. Но сегодня невозможно воспевать удаль героев, рубящих головы на площадях, к тому же на протяжении четырех действий — и спектакль сокращен до двух.
Новое либретто, переписанное хореографом в соавторстве с многоопытным Александром Белинским, оказалось главной проблемой постановки. В нем сохранилась благоглупость старого сюжета, в котором революция стала следствием изнасилования аристократом крестьянки, и прибавились новые: маркиза с одного взгляда влюбляется в крестьянина, который успевает поддержать ее в адажио и пострелять из пушки, а его сестра с возлюбленным, едва оплакав погибшую на гильотине почти родственницу, тут же вливаются в массы и, с энтузиазмом размахивая триколорами, идут брать Тюильри.
Многое было бы поправимо с помощью профессионального режиссера. Тогда у двух пар главных героев появилась бы возможность обнаружить свою любовь в первом действии, а не ближе к финалу. Пантомимные мизансцены не забивались бы на второй план танцами, идущими параллельно. Упоительно богатый вставной балет «Ринальдо и Армида», в котором Вайнонен гармонично сплетен с вставками Ратманского, не занимал бы половину первого действия.
Тем не менее хореографический талант самого Ратманского, эффектно подчеркнутый умным сотрудничеством сценографов Ильи Уткина и Евгения Монахова и художника по костюмам Елены Марковской, заставляет смириться со следами неряшливости в подготовительной работе, а актерский дар Марии Александровой (Жанна) и Дениса Савина (Жером) сопереживать их героям, несмотря ни на что.
Балет кардинально меняется, когда в нем выходят Наталья Осипова (Жанна), Иван Васильев (Филипп) и Вячеслав Лопатин (Жером). Они танцуют с невероятным напором, куражом, сметающей энергией. Именно они оказываются подлинным пламенем Парижа. Благодаря им новый спектакль даже без аутентичных танцев обретает тот масштаб, накал и пафос, которые воспринимаются родовыми отличиями московского балета и, казалось, были им утрачены безвозвратно.

По лекалу Петипа
«Пламя Парижа» – один из главных спектаклей эпохи драмбалета. Но заточен он был еще по старым канонам. В нем нашлось место двум па-де-де, дивертисменту народных танцев, сценам с пантомимой. Старые мастера не боялись утомить зрителя.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков