Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Тест на лидера

Большой театр отметил юбилей легендарной постановки Григоровича торжественным спектаклем. В год 40-летия она демонстрирует усталость и мудрость — свойства настоящей классики

Ведомости / Среда 09 июля 2008
Визитная карточка Большого — «Спартак», кажется, так же вечен, как «Лебединое озеро». Между тем спектакль Григоровича появился лишь 40 лет назад. Балет о восставшем римском рабе ранее ставил Игорь Моисеев, потом Леонид Якобсон. Оба варианта были восхитительны. Неисчерпаемый на выдумку Моисеев, которому ни на такт не давал отклониться от партитуры сам композитор Хачатурян, поражал изобилием разнообразных танцев. Интеллектуал Якобсон потрясал воспроизведением картин поздней античности. Обряженный в тяжеленные латы монументальный Спартак у обоих был почти такой же фигурой антуража, как Дон Кихот в классическом балете.
На излете эпохи хореодрамы большего и не требовалось. Но кредит доверия, который заслужил молодой и отважный Юрий Григорович «Каменным цветком» и «Легендой о любви», позволил Большому театру расстаться со знаменитыми постановками ради эксперимента. Родился спектакль, какого еще не знал балет: сюжет двухтысячелетней давности ставил современные вопросы. Причем делал это не в отвлеченно-сказочной форме, как у Петипа: взлеты духа героя Григорович передал прыжками по диагонали, чья мощь и красота не требуют перевода.
На юбилее, позабыв былые распри, Григорович братался с Владимиром Васильевым. Без Васильева, вероятно, «Спартака» бы и не было: именно его уникальное умение зависать в воздухе когда-то стало для хореографа ключом к знаковому образу. Теперь сцену Большого, сменяя друг друга, покоряли целых три Спартака. Но среди них не было цельнокройного Юрия Клевцова и Дмитрия Белоголовцева, кто может мышцей спины передать человеческую слабость и умение ее преодолеть. Держать экзамен пришлось Ивану Васильеву, которому досталось поднимать рабов на борьбу, Денису Матвиенко, отчитавшемуся за триумф восстания, и Александру Воробьеву — он не очень величественно принял гибель героя. Эти танцовщики принадлежат к тому поколению, для которого «Спартак» — название футбольного клуба. Но балет Григоровича требует не только куража и виртуозной техники, он тестирует исполнителей на лидерские качества, которые обычно наживаются опытом.
Благодаря Надежде Грачевой и Галине Степаненко юбилейный «Спартак» можно было бы переименовать в «Рим времен куртизанки Эгины»: обе продемонстрировали и техническую виртуозность, и абсолютную актерскую свободу, и личную значительность.
Но даже когда они удалялись со сцены, спектакль не терял напряжения: построенные на элементарных движениях народного танца ансамбли спартаковцев мощно воздействуют на зрителя. Это роднит их с другими гениальными кордебалетными сценами — хороводами виллис из «Жизели», «тенями» из «Баядерки». Понятно, почему 40 лет назад хореография Григоровича заслонила для нас остальной балетный мир. И радует, что сегодня у Большого театра появились спектакли, которые стоят с ним наравне.

Творец героев
Оригинальные спектакли Григоровича можно пересчитать по пальцам. Но их хватило, чтобы создать авторский театр. «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный» – многоактные и многонаселенные спектакли, ставящие философские вопросы и основанные на технической и харизматической мощи танцовщиков-мужчин.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков