Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Поменялись ролями

Два театра-лидера одновременно выбросили главные козыри сезона. В Большом возродили старинную «Коппелию», в Мариинском сочинили нового «Конька-Горбунка»

Ведомости / Понедельник 16 марта 2009
Оба театра на этот раз залезли на территорию соперника. Москва наконец обзавелась образцом творчества Сергея Вихарева, до этого возвращавшего к жизни балеты Петипа в Петербурге. Петербург привлек хореографа Алексея Ратманского, долгое время работавшего в Москве.
Императорский блеск в Москве
Хотя «Коппелия» впервые появилась на свет в 1870 г. в Париже, Большой театр использовал петербургскую редакцию, которую Петипа создал уже в начале ХХ в. Запись именно этой версии Вихарев обнаружил в архивах Гарвардского университета сотню лет спустя. По ней он восстановил «Коппелию» сперва в Новосибирске, где труппа танцевала ее с таким энтузиазмом, самоотверженностью и обаянием, что невозможно было не поддаться очарованию старинного стиля. Остается лишь изумляться, что сибирский театр расстался со спектаклем, ставшим его визитной карточкой, и уступил эксклюзивные права на него Большому.
В Москве «Коппелию» выпустили в новом оформлении: сценографию возобновлял Борис Каминский, прославившийся роскошной громадой «Корсара», а над старинными эскизами костюмов работала Татьяна Ногинова. Императорский блеск в постановке Большого воспроизвели не только художники. Вихарев, лично готовивший премьеру, проявил себя незаурядным репетитором, который придал труппе новые ощущения во взаимоотношениях с классикой. Кордебалету не удалось повторить подвига «Дочери фараона», когда было достигнуто редкое единство ансамбля. Зато можно наслаждаться льющимися движениями рук, игрой плеч, подчеркнутым изяществом лебединых шей у всех в отдельности. С забытой тщательностью отрепетированы народно-характерные пляски (действие балета разворачивается в Галиции, что дало Петипа возможность продемонстрировать свои великолепные мазурки и чардаши). А признанные звезды Мария Александрова и Наталья Осипова проявили комедийный дар, в котором им не уступили партнеры Руслан Скворцов и Вячеслав Лопатин.
Балаган в Санкт-Петербурге
У балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» счастливая сценическая судьба. Теперь в нее вписали новую главу Алексей Ратманский и его сотрудник — создатель модного Инженерного театра АХЕ Максим Исаев. Он оказался не только сценографом и автором костюмов. Переписав либретто балета, Исаев стал полноправным соавтором Ратманского.
Впрочем, все верстовые столбы сюжета Ершова остались на месте — и дряхлый отец с ленивыми братьями, и смекалистый Иванушка, и ловкий Конек-Горбунок с роскошной Царь-девицей и выводком жар-птиц. Тем не менее, когда под брызжущую яблочным соком увертюру в интерпретации самого маэстро Гергиева занавес поднимается над красным коробком избушки, становится ясно, что в этом спектакле нет места чинному следованию за сюжетом.
Вслед за композитором (который вместе с первой Царь-девицей Майей Плисецкой наблюдал премьеру из царской ложи) Ратманский с Исаевым играют, балансируя, в русский авангард и мировой поп-арт. Крошечный царек выезжает на сцену на огромном троне в виде буквы L, узнаваемо скрюченной ручонкой приветствуя подданных. Вокруг него свиваются хороводы советников-бояр, вдруг обращающиеся в танец дервишей, а на занавесе во всю высь сцены алеет, имитируя кремлевские палаты, куб.
Не всегда сотрудничество соавторов выглядит гармонично, и тогда хореограф уступает первенство сценографу. В танцах же поясные поклоны Ратманского и Нижинскому с его «Весной священной», и сестре его Брониславе, создательнице «Свадебки», и конструктивисту Баланчину выглядят абсолютно гармоничными. Но сотрудничество с такими танцовщиками, как Виктория Терешкина (Царь-девица) и Михаил Лобухин (Иван-дурак), позволяет ему придумывать собственные формулы, которые тоже хочется цитировать.

Шаг назад
Спектаклей, восстановленных Сергеем Вихаревым в Петербурге, в том числе «Спящей красавицы», в репертуаре Мариинского театра больше нет. Труппа танцует только прежние версии

Современные русские композиторы: Родион Щедрин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков