Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Девушка с единорогом

В столицу из Новосибирска привезли балет «Золушка» — старую сказку в очередной раз попытались рассказать по-новому

Ведомости-Пятница / Пятница 16 марта 2007
Балет Сергея Прокофьева «Золушка» популярен настолько, что по количеству версий бьет даже «Лебединое озеро». Отчасти это объясняется широкой известностью сюжета: зрителю не надо прилагать усилий, чтобы понять, кто та девушка, что в дырявом платье скачет с метлой в центре сцены, и почему мужчина в парадном мундире надрывается в больших прыжках, прижимая к себе пуант с приклеенными блестками.
С тех пор как в 1945 году в спектакле Ростислава Захарова Золушка в бальном платье и с диадемой в волосах впервые покорила Большой театр, многие хореографы пытались оставить собственный след в ее судьбе. У зрителей дух захватывало просто от того, что Принц — в ленинградской постановке Константина Сергеева 1946 года — не чинно выносит себя на сцену, а выпрыгивает из-за кулис, как мальчишка. Спустя почти двадцать лет мир встрепенулся, когда Олег Виноградов в Новосибирске позволил пуститься в пляс чайникам. С годами версии становились все радикальнее: из балета исчезала Фея, герои превращались в огромных кукол-пупсов — но эти трансформации уже воспринимались как сами собой разумеющиеся.
В спектакле, который привозит в Москву Новосибирский театр оперы и балета в рамках конкурсной программы «Золотой маски», есть и нежная Золушка, и влюбленный Принц, и добрая Фея. Главная героиня появляется здесь в модном платье из витрины магазина на Тверской, поэтому тыква как средство передвижения ей уже не подходит, — и художник Эмиль Капелюш усаживает Золушку на единорога. А принц ей достается хоть и с орденской лентой через плечо, но и с ирокезом на голове. Что вовсе не мешает ему романтично искать свою возлюбленную по всему миру. В снах Золушка будет являться ему то в офисном наряде, то в перьях кабаретной дивы с микрофоном в руках, а вместо хрустальных туфелек ее ножки украсят классические шпильки — впрочем, только на время: молодой хореограф Кирилл Симонов совсем недавно танцевал в Мариинском театре, оплоте академизма. Но все же плавную закругленность линий, которая и создает ощущение совершенства в старинных балетах, он разрывает ломаными движениями рук или ног, неожиданно подкашивающихся в коленях, а геометрическую стройность кордебалетных танцев сводит к упрощенному единообразию массовки.
В этом нет открытия: Симонов предлагает унифицированный образ современного балетного спектакля, адаптируя чужие новаторские находки. Выбивается лишь дирижерская трактовка: Теодор Курентзис отказывается играть «под ногу» танцовщикам, подстраивать под них оркестр и демонстративно не поднимает глаз на сцену. А в финальном «Звездном вальсе» дирижер возвращает партитуре Прокофьева первоначальный драматический размах — и становится в этом спектакле проводником истинного волшебства.
Игры с классикой
1836 г. «Сильфида», Королевский театр, Копенгаген, балетмейстер Август Бурнонвиль.
Хит парижских театров — «Сильфиду» Филиппа Тальони — переносили на многие европейские сцены. Выдерживали шотландский колорит в костюмах, веночек на голове героини, старались повторить последовательность танцев и мизансцен, но начинку изготовляли в соответствии с талантом местного балетмейстера. И только спустя десятилетия оказалось, что Бурнонвиль создал самостоятельный шедевр, хотя и превратил балет о манящем мире возвышенных чувств в притчу о наказанном непостоянстве (ради волшебного существа главный герой бросал невесту-крестьянку).
1933 г. «Лебединое озеро», Театр оперы и балета им. Кирова, Ленинград, балетмейстер Агриппина Ваганова.
Агриппина Ваганова считается главным комендантом в мире классического балета. Но именно она положила начало метаморфозам классики. Чтобы учесть запросы советской власти, требовавшей от спектаклей «литературности», она попыталась осовременить сказку: Принц Зигфрид превратился в «лишнего человека» XIX века, ищущего свой идеал, а Одиллия соблазняла его двойными пируэтами, в которых учениц Вагановой никто не смог превзойти.
1998 г. «Щелкунчик», труппа Bejart Ballet Lausanne,
Лозанна, балетмейстер Марк Моррис.
Прославленный авангардист превратил самый классический из балетов в собственные мемуары. Действующими лицами в «Щелкунчике» Морриса стали он сам, его мама и папа, бабушка, акробатка, выступавшая под окнами его дома, и еще десятки персонажей, населявших память хореографа.

В снах Золушка будет являться Принцу то в строгом офисном наряде, то в перьях кабаретной дивы
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков