Театральная критикаМолодежная сборная«Ратманский-гала» в Большом: хореограф прощается с труппой, которой за пять лет руководства театром вернул кураж и обаяние юностиВедомости-Пятница / Четверг 18 декабря 2008 Алексей Ратманский оказался едва ли не первым за всю историю Большого театра руководителем, по собственной инициативе отказывающимся от своего поста. Этой хлопотной и не слишком благодарной деятельности он предпочел возможности нью-йоркского American Ballet Theatre, где специально для него создали должность artist-in-residence. Финальную точку своего московского периода Ратманский ставит вовсе не как чиновник, сдающий ключи от кабинета. Довольно обширный концерт включает как его собственные постановки разных лет, так и фрагменты спектаклей других хореографов, и продемонстрирует предложенную Ратманским магистральную линию развития Большого. На концерт в Москву слетаются гранды мирового балета: Ананиашвили, Вишнева, Венди Вилан из New York City Ballet, запланировано участие Уварова, Филина, Гуданова, Захаровой патентованных звезд Большого. Рядом с ними молодежная сборная, те, кто принял на себя всю тяжесть нового репертуара и от кого зависит его дальнейшая судьба. Эти юные танцовщики лишены глянца и мало похожи на своих предшественников на главной сцене страны. Даже Екатерина Крысанова, которая виртуозно умеет прикинуться романтической грезой с пастелей Дега. Она всегда умеет слышать хореографа, оставаясь при этом собой капризной и шальной девчонкой из породы «своих в доску», одинаково непринужденной в классической картине «Оживленный сад» из «Корсара» и в балете «Комната наверху» американской радикалки Твайлы Тарп. Парень с ирокезом в той же «Комнате» это Денис Савин. Его карьера в Большом не вписывается в схему: ни тебе «Баядерки», ни «Жизели». Зато десяток главных партий в новейших постановках, в том числе Ромео из спектакля Деклана Доннеллана, в мальчишеском порыве то смешно вскидывавший Джульетту на закорки, то отчаянно волочивший ее за ногу через всю сцену. В гала Савин станцует другую трагическую роль Жерома в «Пламени Парижа». Самый опытный в команде Андрей Меркурьев. Попав из родного Сыктывкара в Мариинку, он заслужил там репутацию лучшего в России исполнителя современной хореографии. Его уход за Ратманским в Большой казался безумием, но оправдал себя: именно здесь была удовлетворена неуемная жажда Меркурьева танцевать. В концерте у него «Средний дуэт» Ратманского и фрагмент изысканного спектакля дягилевской труппы «Треуголка». Наталью Осипову и Ивана Васильева в былые времена сложно было представить себе даже в кордебалете Большого ведь внешняя изысканность давно преобладала там над внутренней наполненностью. Ратманский искренне недоумевает: «Кто сказал, что в балете обязательны идеальные ноги?» Он ценит в этой паре другое: от благочинных принцев и принцесс предшествующих эпох их отличает буквально атомная энергия. На концерте Осипова и Васильев станцуют строгое па-де-де из «Пламени Парижа», классические узоры которого они выводят с самоотдачей последнего танца в жизни. Широта подачи, темперамент, яркая актерская игра в этом и заключался легендарный стиль, который во всем мире опознавался как московский, но в последние десятилетия был утрачен. И возрождению которого посвятил пять лет Алексей Ратманский. 28 декабря, Новая сцена Большого театра, Театральная пл., 1, тел. 250 73 17 |