Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

А иногда и вверх тормашками

Эдинбургский фестиваль расширяет вкусовую ориентацию

Ведомости / Среда 08 августа 2007
В эту пятницу открывается Эдинбургский международный фестиваль. За 60 лет существования он стал непременным атрибутом европейского фестивального лета, таким же как Зальцбург или Авиньон. В последние десятилетия он покрылся заметным глянцем самоуверенности, но теперь чувствует стремление соскоблить налет консерватизма — сохранив при этом приличествующую британскому заведению респектабельность.Театральный мир давно уже привык к тому, что громкое имя Эдинбургского международного фестиваля — гарант удовольствий пусть и авангардных, но всегда понятных сердцу неофитов. Весь экстрим, которым время от времени подзаряжаются другие институции подобного масштаба, в Эдинбурге давно был сослан в резервацию под названием Fringe — еще один фестиваль, который традиционно начинается за неделю до начала главного фестиваля и идет параллельно с ним. За несколько последних десятилетий Эдинбургский международный обзавелся и другими спутниками-соперниками: фестивалем военных оркестров, чьи марши перед знаменитым дворцом Марии Стюарт часто заменяют в телевизионных новостях картинку главного мероприятия, кино- и книжным фестивалями.
В этом году на директорское место Брайана Макмастера, чье имя на протяжении 15 лет символизировало качество и консерватизм, заступил 44-летний австралиец Джонатан Милз — в прошлом директор Мельбурнского фестиваля, а также композитор, поставивший в Лондоне две небольшие оперы. Темная лошадка для большинства британцев, он с ходу заявил о том, что его вкусы много шире, нежели у предшественника: «Если у Брайана они простирались от середины XVIII до начала XX в., то у меня — от середины XIII в. по наши дни.» И действительно, в программе Эдинбурга-2007 наличествует древняя эпическая песнь о Беовульфе, которую артист Бенджамин Багби исполняет на староанглийском под аккомпанемент старинной арфы, а также концерт группы Tiger Lillies, намеренной перепеть музыку Клаудио Монтеверди «шиворот навыворот и вверх тормашками».
Не следует думать, что Джонатан Милз поспешил удариться в крайности. Попавший после своего непредсказуемого избрания сразу в цейтнот и гущу финансовых проблем, он тем не менее соорудил программу ладную и красивую. Главный герой нынешнего фестиваля — празднующая 400-летие своего рождения опера и первый великий оперный композитор — как раз Клаудио Монтеверди. Программа этого года прослоена параллелями и перпендикулярами с его творчеством.
Помимо «Орфея» Монтеверди (им дирижирует видный аутентист Хорди Саваль) играется «Орфей» Игоря Стравинского, а Американский репертуарный театр привозит современный Orpheus  X. От личности Орфея, воплощавшего единство искусств, тянется тема музыки и слова. В паре с «Дидоной и Энеем» Перселла (первого великого оперного композитора Британии) идет комическая опера Сальери «Сначала музыка, потом слово» (концертное исполнение — экономия для фестиваля). Ровно о том же «Каприччио» Рихарда Штрауса — оперный диспут, в котором участвуют графиня и влюбленные в нее композитор и поэт (это полноценная постановка, но копродукция с Кельнской оперой, что снова означает для Эдинбурга экономию средств). Взгляд XX в. на миф и классику представляют строгий «Эдип-царь» Стравинского и веселый «Кандид» Бернстайна, а также современные ремиксы «Дидоны» Кавалли от The Wooster Group и «Коронации Поппеи» Монтеверди из венского Schauspielhaus.
Танцевальная часть программы в этом году тоже усердно трудится во славу оперы. Спектакль Canto-Pianto, перекладывающий на хореографический язык опять же «Орфея», главный опус Монтеверди, должен стать центром триптиха, который показывает в Эдинбурге Триша Браун. От этой американской авангардистки, в 1960-х заставлявшей своих танцовщиков выделывать кульбиты на отвесных плоскостях нью-йоркских небоскребов, вряд ли можно ждать революций — ее опусы пропитались блистательным умиротворением, которое она, возможно, почерпнула из опер XVIII в., постановкой которых регулярно занимается в последние годы.
Француз Жозе Монтальво, несколько лет назад буквально влюбивший в себя московскую публику спектаклями, где практически не различить границы между сценой и видео, на музыку Рамо поставил спектакль со всеохватным названием On dance, в который наверняка влюбится и публика в Эдинбурге — его жизнерадостное игривое искусство не любить невозможно. Но гораздо более познавательным выглядит не имеющий в программе своего названия вечер Шотландского балета. Эта компания, еще недавно влачившая жалкое существование третьеразрядного копииста классики, несколько лет назад попала в руки Эшли Пейджа — одного из тех хореографов, с именем которого англичане связывают будущее своего балета. Его реформаторские действия были столь решительными, что о них узнал весь мир. Зато теперь есть надежда, что одной заштатной труппой с предсказуемым репертуаром стало меньше. Во всяком случае, на фестивале компания показывает одну из классических работ все той же Триши Браун, мировую премьеру ее ровесника и соотечественника Стивена Петронио Ride the Beast, а также балет «Страшные симметрии», который сделал имя самому Эшли Пейджу.
Однако даже объединенные усилия хореографов меркнут рядом с тем, что в Эдинбурге покажут Impressing the Czar Уильяма Форсайта. В нем перемешаны пуанты, босые ноги, бытовой жест, театральные приемы и музыка от Бетховена до Тома Виллемса. Это спектакль двадцатилетней выдержки, но представить его в Эдинбурге даже пять лет назад было немыслимо — разгон Форсайта был настолько стремителен, что он обскакал десятилетия, даже старые его постановки сегодня вливают свежую кровь в прославленный фестиваль, стирая морщины с 60-летнего лица.
Монтеверди, Кавалли, Перселл, Рамо, Вивальди, Бах, Машо, Дюфаи — концертная программа Эдинбурга-2007 прямо-таки фонтанирует старинным репертуаром, зарывшись аж в глубины провансальской музыки XI в., которую исполнит вокальный квартет Anonymous 4. Видные аутентичные исполнители — давняя клиентура Утрехта и других фестивалей старинной музыки, их с бору по сосенке умело пересадил в Эдинбург его новый директор. Среди них — Concerto italiano (специалист по мадригалам Монтеверди), струнный консорт Fretwork, Orlando Consort, Хорди Саваль в большом количестве (в том числе и как сольный исполнитель на гамбе) и убеленный сединами британский Tallis Scholars. Сэру Роджеру Норрингтону с почетом отдано «Сотворение мира» Гайдна.
Современной музыки много меньше, но ее представляет британская знаменитость из молодых — Томас Адес, взявший в руки и дирижерскую палочку. Еще более молодое дарование Густаво Дудамель привезет на фестиваль Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара, а сыграют они, страшно сказать, Десятую симфонию Шостаковича. Из дирижирующих звезд мейнстрима в Эдинбург приедут Марис Янссонс во главе оркестра Баварского радио и Майкл Тилсон Томас со своим оркестром из Сан-Франциско. Высокую классику старого образца сыграет мэтр рояля Альфред Брендель. Наша школа, как и везде, тоже представлена, хотя и в необычном сочетании: Гидон Кремер выходит без Олега Майзенберга, поскольку последний выходит с Юрием Башметом.
Похоже, Джонатан Милз, будучи музыкантом, немного задвинул чистый драматический театр. Тем не менее его программа, пусть она и страдает нехваткой оригинальной сценической продукции, составлена ловко и с перспективой.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков