Театральная критикаБольше чем БашметКонцерт памяти Альфреда Шнитке в Московской консерваторииВедомости / Вторник 26 октября 1999 Через месяц, 24 ноября, исполнится 65 лет со дня рождения композитора Альфреда Шнитке, скончавшегося в августе 1998 г. К этой дате приурочен фестиваль его музыки, который начнется во второй половине ноября. Но прославленный альтист Юрий Башмет своим приношением на юбилейный алтарь опередил всех других почитателей главного музыкального диссидента эпохи застоя. И тем самым продемонстрировал, кто хозяин в доме под названием «наследие великого классика». В концерте в Большом зале Московской консерватории звучала только музыка Шнитке, и лишь имя Башмета помогло провести концерт с аншлагом. Большая Никитская улица была запружена дорогими автомобилями, зал светской публикой с мобильными средствами связи (случай анекдотический: одно из них звонило на крещендо, попав в тональность финала Трио-сонаты). Внезапную смерть Шнитке многие из его окружения связывали с откликами московской прессы на мировую премьеру его Девятой симфонии, прошедшую под патронажем Мстислава Ростроповича (на этом концерте он вручал жене парализованного композитора премию «Слава» в размере $250 000). Гулявшая по Москве история о том, как, прочитав рецензии, Шнитке единственной рабочей рукой смахнул все свои записи на пол и той же ночью умер от удара, хорошо вписывается в миф о композиторе-страдальце. На самом деле взлет к вершинам популярности на волне перестройки для Шнитке закончился очень быстро. Еще в 1993 г. масштабный фестиваль его музыки потерпел полное фиаско. Конечно, в русской музыке после Шостаковича ему не нашлось равных, да и после смерти Шнитке место лидера, видимо, надолго останется вакантным. На Западе, куда он уехал, несмотря на заказы Венской и Гамбургской опер и частые исполнения, Шнитке тоже остался всего лишь мифом перестроечной России, таким же, как энергичный Ельцин у Белого дома в августе 1991 г. Примечательно и то, что ноябрьский фестиваль памяти Шнитке собирается провести посольство Германии, посчитавшее поволжского немца, скончавшегося в Гамбурге, немного своим композитором. В России денег на подобные мероприятия не сыскать. Еще до кончины композитора несколько знаменитых музыкантов создали негласную команду его «наместников на земле». Альтист Юрий Башмет из их числа. Нынешний концерт для самого Башмета во многом знаковый. Под конец прошлого сезона он окончательно растерял привычных своих слушателей-меломанов. Транслировавшийся по каналу РТР майский концерт Башмета в ГЦКЗ «Россия» потрясал безвкусицей и самовосхвалением: Башмет устроил шоу, в котором нашлось место и Кобзону, и плясуньям в стиле а-ля рюс. Зато рейтинг музыканта сильно возрос. И теперь Башмет может играть все, что угодно. В первом отделении ансамбль Башмета «Солисты Москвы» играл с ним «Монолог для альта и струнных» (посвящен Башмету) и Трио-сонату, переложенную альтистом для струнного оркестра под наблюдением автора. Эта часть концерта получилась скорее прологом к главному событию исполнению Альтового концерта, также посвященного Башмету (аккомпанировал Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Андрея Чистякова). Башмет поддержал свое реноме выдающегося музыканта, исполнив концерт в присущей одному ему жесткоэкспрессивной манере. После подношения двух букетов невероятных размеров он молодцевато спрыгнул в зал и вручил их вдове композитора Ирине Шнитке. От такой галантности зал зашелся в экстазе. Современные русские композиторы: Альфред Шнитке |