Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

(Не) в этой жизни

В Москве завершился фестиваль музыки Альфреда Шнитке

Ведомости / Вторник 23 ноября 1999
Завтра исполняется 65 лет со дня рождения композитора Альфреда Шнитке. В этот день возложением венков к памятнику Шнитке на Новодевичьем кладбище и концертом в Московском институте музыки его имени завершится фестиваль музыки покойного композитора.
Венцом фестиваля стал воскресный концерт в Большом зале Московской консерватории с участием литовского дирижера Гинтараса Ринкявичюса и виолончелистки Наталии Гутман.
Ситуация вокруг фестиваля музыки Шнитке была туманной — одновременно в Москве проходило два таких фестиваля. В организаторах одного числились комитет по культуре правительства Москвы, Московский институт музыки им. Шнитке и благотворительный фонд «Достояние отечества». Однако четыре основных концерта этого фестиваля, проходившие в Большом и Рахманиновском залах консерватории, попали в программу другого мероприятия под громким названием «Россия и Германия: памяти великого композитора». Здесь в учредителях обозначены более статусные организации: Министерство культуры РФ, правительство Москвы, Московская консерватория и посольство Германии. Разобраться в том, кто «заказывал музыку», не представлялось возможным. Тем более что организаторы вежливо кивали друг на друга и говорили, что «фестиваль состоялся — и это главное». Не обошлось и без активного участия вдовы композитора Ирины Шнитке, всем своим деловым поведением на концертах доказывавшей, что дело Шнитке живет и побеждает. Но, как выяснилось, некоторые участники фестивальной программы (дирижер-хоровик Борис Тевлин) еще весной забронировали себе зал для концертов памяти Шнитке. Таким образом, фестиваль походил на лоскутное одеяло в стиле «пэчворк».
Вопреки ворчанию критиков на тему «Популярность музыки Шнитке? — Не в этой жизни» фестиваль собрал невероятно большое количество слушателей.
При том что статусные фигуры из числа друзей-сподвижников композитора — Мстислав Ростропович и Юрий Башмет — на этот раз отсутствовали. (Ростропович сейчас занят постановкой «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, которая будет показана после Нового года в Мадриде, а потом во многих городах мира, Башмет отметил «некруглый» юбилей еще месяц назад аншлаговым концертом в БЗК). Главный пропагандист творчества Шнитке дирижер Геннадий Рождественский тоже не подверстал свои планы к московскому фестивалю. Но все концерты, включая выступления студенческих хоров, проходили в полных залах. Благодаря фестивалю в Москве побывал известный скрипач Олег Крыса, проживающий ныне в Нью-Йорке, друг и биограф Шнитке виолончелист Александр Ивашкин. Вместе с Ириной Шнитке они дали единственный концерт камерной музыки в Рахманиновском зале консерватории.
Главным событием, собравшим не столько бомонд, сколько творческих единомышленников Шнитке (Виктора Ерофеева, Юрия Любимова), стал концерт Государственного симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова. На этот раз за дирижерским пультом стоял литовец Гинтарас Ринкявичюс. Под его руководством оркестр исполнил увертюру «(Не) сон в летнюю ночь» (Не по Шекспиру), написанную по заказу престижного Зальцбургского фестиваля, и Восьмую симфонию, сочиненную для Геннадия Рождественского и его Стокгольмского оркестра. И если дирижерская интерпретация симфонии многих примирила с творчеством «позднего Шнитке», то выступление оркестра оставляло желать лучшего. Сильно разругавшись с Евгением Светлановым (опережая события, конферансье объявляла название оркестра, опустив имя Светланова, что выглядело прямо-таки неприлично), в этом сезоне оркестр участвует исключительно в коммерческих проектах. И музыка Шнитке маститым музыкантам оказалась не по плечу. Соло звучали фальшиво, и в унисонах музыкантам так и не удалось слиться.
Точку в концерте поставила величественная и углубленная Наталия Гутман — единственная из сподвижников Шнитке, кто погружен в творчество и нисколько не задумывается над собственным PR. Еще дальше она от шоуменства: не записывает рекламных роликов, как Башмет, не играет со «Скорпионз» у Берлинской стены. Для московского бомонда имя Гутман ничего не значит, но это нисколько ее не смущает. С ее репутацией мировой звезды можно не заискивать перед российскими спонсорами. В исполнении Гутман Первый виолончельный концерт (Гутман же и посвященный) поражал силой и мощью, свидетельствующими о принадлежности к сонму великих музыкантов. Большой успех виолончельного концерта даже заставил поверить музыковедам-идеалистам, считающим, что музыка Шнитке в следующем веке будет становиться все популярнее.

Современные русские композиторы: Альфред Шнитке
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков