Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Шедевры на заказ

Владимир Федосеев отметил юбибилеи БСО и Свиридова

Ведомости / Понедельник 18 декабря 2000
В нынешней музыкальной жизни Москвы редкая неделя обходится без фестивалей, юбилеев и вручения всевозможных премий. Чаще всего после речей, подарков и букетов на слушателя обрушивается плохо отрепетированное музыкальное действо шлягерного толка, претендующее разве на снисхождение к юбилярам. Но Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского продемонстрировал совсем другое отношение к собственному торжеству.
К своему 70-летию оркестр объявил три концерта с разнообразной программой. Но уже в двух первых стало ясно, что качественно сыгранная музыка будет главным подарком музыкантов самим себе. Медленно, но верно БСО пробивается к вершинам оркестрового рейтинга, каждый раз предъявляя публике хорошо отрепетированные оригинальные программы. Это проявляется и в выборе исполняемых сочинений, среди которых мирно уживаются популярная симфоническая классика и раритетная для Москвы музыка. Первый юбилейный концерт почти целиком был посвящен музыке венских классиков. С европейским оркестровым лоском были исполнены два моцартовских концерта — Четвертый скрипичный (солировал Виктор Третьяков) и Двадцать четвертый фортепианный (соло — Олег Майзенберг). Более дорогим подарком нашей публике стало исполнение Te Deum Антона Брукнера, никогда не звучавшего в Москве. Под управлением Владимира Федосеева оркестр играл этот брукнеровский опус, сочетающий сверхрелигиозность с невероятной стихийной, почти языческой первозданностью (из-за чего прозван «мужицким»), не хуже многих европейских исполнителей. Но самый большой эффект произвели «вступление» и «смерть Изольды» из «Тристана и Изольды» Вагнера. С таким пониманием вагнеровской музыки Федосеев имеет полное право на выступление и в самом «гнезде вагнерианства» — Байрейте. Несмотря на успех первого концерта, для многих кульминацией юбилейных торжеств стал второй концерт. 16 декабря, в день 85-летия Георгия Свиридова, впервые после многих лет забвения в Москве прозвучала его Патетическая оратория. Чеканные революционные стихи Маяковского (в том числе и «Разговор с товарищем Лениным»), определившие особый ритм свиридовской музыки, присужденная оратории Ленинская премия на долгие годы обеспечили гениальному произведению репутацию конформистского. Именно поэтому одно из главных произведений Свиридова чуть было не отправили на историческую помойку. Но в последние годы отношение к творчеству композитора меняется, и исполнение свиридовской оратории вызвало огромный интерес слушателей. Возрождение интереса к творчеству Свиридова во многом связано с именем Федосеева, который не устает исполнять музыку последнего русского классика. Он же сделал его музыку конвертируемой на Западе. И на этот раз, несмотря на огрехи в пении Академической хоровой капеллы им. Юрлова и меццо-сопрано Ирины Чистяковой, Патетическая оратория прозвучала как настоящее откровение. Очень удачной находкой оказался молодой бас Михаил Казаков, заменивший вечного исполнителя сольной партии Александра Ведерникова. Если бы среди многочисленных музыкальных призов был приз за творческую последовательность, то он должен был принадлежать именно Федосееву. БСО миновал все моды на Шнитке, Губайдулину и других композиторов советского авангардного подполья, которыми публику просто перекормили. Федосеева ругали за приверженность к признанным советским композиторам, за русофильство, а он гнул свое. И теперь, когда на концерте прозвучали Тема и восемь вариаций для симфонического оркестра Бориса Чайковского, забытое сочинение советского композитора воспринималось как настоящий шедевр. Именно Федосееву удается снимать идеологическую стружку и выявлять в произведениях Свиридова и Чайковского символическую значительность, определявшую целую эпоху в музыке. А главное — великолепную музыку, которая независимо от текста или статуса композиторов имеет право на жизнь. Серия юбилейных концертов БСО завершится 20 декабря, когда в Большом зале Консерватории прозвучат произведения, принятые называть «популярной классикой». В качестве солистов в концерте под названием «Чай не для двоих» выступят музыканты оркестра, а в фойе БЗК обещают настоящее чаепитие.

Современные русские композиторы: Георгий Свиридов
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков