Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Барин у нас странный

«Евгения Онегина» на Зальцбургском фестивале поют лежа

Ведомости / Понедельник 27 августа 2007
ЗАЛЬЦБУРГ — Когда главная русская опера исполняется на главном музыкальном фестивале мира, постановка может считаться событием уже по статусу. Возможно, что в Зальцбурге сам факт живого звучания лирических пассажей Чайковского под управлением Даниэля Баренбойма произвел впечатление на публику Фестшпильхауса, для которой «Онегин» — раритет. Если же к постановке, осуществленной немецким режиссером Андреа Брет, подойти с гамбургским счетом, то ее ценность покажется сомнительной.Когда мужчина в пальто и надвинутой на глаза шляпе неподвижно сидит перед стоящим прямо на полу телевизором, на экране которого — рельсы, столбы и снег, то сразу ясно, что жизнь у него не сложилась. Так начинается спектакль «Евгений Онегин» в Зальцбурге. Саундом к этой типовой картинке, смысл которой исчерпывается мгновенно, является знаменитое вступление, где звучит тема Татьяны. Почему эта полная ожиданий музыка сопровождает итог истории совсем другого героя и что это дает для понимания смысла оперы, остается открытым вопросом. Таковых в зальцбургском «Онегине» предостаточно.
В этом спектакле есть несколько позитивных ингредиентов. Первый — сценография. Мартин Цеетгрубер создал затейливую конструкцию, имеющую визуальную ценность независимо от происходящего. Она состоит из раскрытых-закрытых высоких и темных дверей, по-осеннему выцветшего пшеничного поля и мрачного леса с большими зелеными папоротниками. Все элементы благодаря поворотному кругу присутствуют почти одновременно, создавая иллюзию параллельного действия в разных пространствах. Занятно? Да, глаз не соскучится. Осмысленно? Тактично промолчим.
Второй позитив — горячее, переходящее местами в страстное пение в целом молодого ансамбля певцов, где самым ярким оказывается Йозеф Кайзер (Ленский), а самым эффектным с точки зрения имиджа — Петер Маттей (Онегин). Внешний образ каждого позволяет выстроить биографию: поэт со шрамом на щеке — забияка, который плохо кончит, поэтому ссора и дуэль предопределены. Его друг в белом джемпере и темных очках — профессиональный соблазнитель, уверенный в своем неотразимом воздействии на женщин, отсюда понятна пылкая реакция девушки, с детства ждущей явления героя. Татьяна (Анна Самуил) хоть и с книгой, но совсем не в мечтах: крепкая, обаятельная, кокетливая, уверенная в себе. В финале первой картины, когда сметливая няня подмечает, что «барин этот новый» приглянулся «ее голубке», Татьяна вставляет Онегину в рот стебелек пшеницы. Сразу понятно, что время действия — после сексуальной революции 1970-х.
Третий позитив забавного свойства. «Онегин» — кубик Рубика, элементы которого — клишированные с точки зрения Запада русские типы: Ларина — жлобская тетка-домохозяйка в комбинации и сатиновом халате в мелкий цветочек, Няня — согбенная богомолка (актерски выразительная работа Эммы Саркисян), Гремин (Ферруччо Фурланетто) — однорукий, но самодовольный и обласканный властями генерал. То, что для Запада что Россия, что Китай — одно и то же, говорит решение женского хора, обрамляющего объяснение Татьяны и Онегина: безликие девицы-красавицы поют, строча на швейных машинках, как на каком-нибудь азиатском производстве.
Наконец, в спектакле есть явный пластический лейтмотив: все истории здесь заканчиваются в положении лежа. Настучав письмо, Татьяна ложится на спину рядом со стоящей на полу пишущей машинкой. В финале дуэли Ленский падает лицом вниз в лужу. Страстный монолог влюбившийся в Татьяну Онегин поет лежа на полу случайному пьяному соседу. В финале оперы он остается лежать, когда Татьяна покидает его — после долгих объятий на полу. Самым загадочным остается завершение истории няни: прямо под звуки разрастающейся в оркестре темы любви няня ложится в вырытую для нее внуком могилу. Зачем она так поступила, можно гадать во время двух антрактов.
Словом, весь спектакль — это вопросы, ответы на которые далеко не очевидны. Как и базовая цель предприятия: зачем и о чем была рассказана эта история, что нового она дала для понимания смысла главной русской оперы? Что там, по большому счету, произошло, и ради чего изготовлен этот продукт, который в течение фестиваля был поглощен восемь раз? Но, возможно, 2400 человек, каждый раз заполняющие Гроссес Фестшпильхаус, глядя на сцену, просто подумали: «Эти русские такие странные».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков