Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Духовный огород

Интендант Opera de Paris Жерар Мортье продолжает привлекать в оперу ведущих драматических режиссеров. «Парсифаля» поставил поляк Кшиштоф Варликовский

Ведомости / Пятница 28 марта 2008
Грандиозная пятичасовая мистерия Вагнера, выросшая из христианского апокрифа о святом Граале — чаше, в которую была собрана кровь распятого Христа, в интерпретации Варликовского предстала зрелищем холодным и отстраненным.
«Любовь», «вера», «надежда» — пишет на экране невидимая рука. Но надежды нет. На больничной койке — полутруп, над ним склонились врачи. Идет операция; а перед операционной, на аккуратно расставленных прозрачных стульях чинно сидят рыцари Грааля, перебирая в руках четки.
Общий тон постановки — сдержанно-стерильный, скорее нарративный. Больничная обстановка — с лекционным залом-амфитеатром, с монохромными деталями умывальников, холодно мерцающими зеркалами и черными блестящими боковинами, в которых отражаются таинственные огоньки, — усугубляет ощущение замкнутого, скованного льдом скорби магического пространства. Здесь вечно совершается евхаристия, но отсюда ушла весна.
В спектакле активно задействовано видео. В финале показывают цитату из фильма Росселини «Германия, год нулевой». Мальчик идет меж руин разбомбленного Берлина: визуальная метафора пути Парсифаля к священной горе Монсальват.
Тема юности и старости артикулирована двумя загадочными персонажами: седым старичком и мальчиком. Акты «Парсифаля» замыкаются в единый круговорот смерти и воскрешения. В последнем акте среди запустения мы видим мальчика, вскапывающего огород, — на грядках растут стебли лука-порея, топорщатся кочаны капусты. Этот огород снабжает рыцарей грубой физической пищей — ибо от духовной пищи они оказались отлучены. Но это и духовный огород, прилежно возделываемый в ожидании прихода Спасителя.
Строгий мужской мир Грааля оттенен миром сверкающе соблазнительного греха в садах волшебника Клингзора. Девы-цветы в роскошных вечерних платьях выезжают на платформе, сидя за столиками — и на каждом горит лампа под красным абажуром. Огненноволосая Кундри — Вальтрауд Майер — вносит в спектакль страсть и подлинное чувство.
Сам Клингзор — Евгений Никитин — выглядел великолепно: рельефно вылепленная голова, скульптурно-четкие позы. Только голос звучал слишком нарочито: петербургский певец чересчур старался соответствовать блестящему певческому составу — Франц-Йозеф Зелиг в роли Гурнеманца, потрясающий тенор Кристофер Вентрис — Парсифаль. И явно перебарщивал с силой и картинностью звука.
Музыка контрастировала со сдержанно-холодным визуальным рядом спектакля. Настоящим откровением стала интепретация партитуры немецким дирижером Хартмутом Хэнхеном, чью дирижерскую манеру отличали редкие качества — слитность и цельность.
ПАРИЖ

Новый мэтр. 45-летний Кшиштоф Варликовский – звезда первой величины в современном польском театре. Через две недели в греческих Салониках ему вручат престижную европейскую премию «Новая театральная реальность». По мнению жюри премии, постановки Варликовского – это опыт экстремального отражения современности и театр, говорящий от лица поколения. Наша публика знает Варликовского по эталонно депрессивному спектаклю «Крум», который показали в Москве прошлой зимой
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков