Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Великий диктатор, но не великий инквизитор

Российский дирижер Теодор Курентзис дебютировал в Opera de Paris, предложив индивидуальную интерпретацию «Дон Карлоса» Верди

Ведомости / Вторник 10 июня 2008
Череда возобновлений старых спектаклей — знак прощальных инициатив интенданта Opera de Paris Жерара Мортье. Напоследок он успел привлечь в театр многообещающих дебютантов. В их числе дирижер Теодор Курентзис — музыкант с гипертрофированно выпуклым слышанием партитуры.
Курентзис от природы мыслит структурно, причем не только в масштабах акта, целой оперы или крупных фрагментов формы — но, главным образом, на лексическом уровне. Фразы под его длиннющими гибкими руками обретают точно выверенную законченность. Замедления и ускорения внутри фразы — на этом приеме, собственно, строится его нервная, импульсивная манера — Курентзис высчитывает до микрона, заставляя оркестр и солистов скрупулезно следовать за жестом, не давая солистам зависнуть на высокой ноте дольше положенного или передержать паузу.
Дирижерский диктат, бесспорно, лишает пение изрядной доли спонтанности, но служит на благо целого. Впрочем, склонность к тотальному контролю — скорее изживаемое свойство молодости, нежели свойство характера. Возможно, с возрастом Курентзис научится слегка отпускать «на волю» музыкантов, и тогда его интерпретации обретут большую пластичность.
Курентзис — музыкант-пассионарий: редкий, исчезающий вид, представителем которого были, скажем, Паганини, Вагнер и Лист. Суровая гимничность оперы Верди, возросшая на средневековых хоралах и одухотворенная романтическим бунтарством, оказалась для него выигрышной стилевой средой. Гулкая пустотность архаических песнопений слышалась в хоралах медных; рельефные контуры мелодий, запрятанных в толще партитуры подголосков, поляризованные контрасты звучностей — детали были укрупнены, как на фреске.
Несмотря на очевидные киксы и часто нестройные вступления духовых, намерения Курентзиса были предельно прояснены и осуществлены с пылом и выразительной силой, заслуживающей уважения.
Музыкальная составляющая спектакля оказалась в данном случае интересней и важнее визуальной его стороны. Отлично подобранный ансамбль солистов: Дмитрий Хворостовский (Родриго), Стефано Секко (Дон Карлос), Джеймс Моррис (Король Филипп), Михаил Петренко (Великий Инквизитор) — восхищал мощью голосов и артистической свободой. Открытием стал дебют Тамар Ивери в партии Елизаветы: ее нежное сопрано казалось слегка матовым, будто окутанным дымкой.
Да и спектакль режиссера Грэма Вика вовсе не казался морально устаревшим. «Дон Карлос» поставлен сдержанно и корректно, с полным уважением к авторскому высказыванию, психологически достоверно вылеплены характеры, грамотно выстроены взаимоотношения героев. В целом спектакль оказался удачным опытом «вливания молодого вина в старые мехи»: мехи выдержали нагрузку, а нерастраченная пылкость молодости, помноженная на старательность, дала отличный звуковой результат. Париж

Грек с севера
Теодор Курентзис – ученик легендарного профессора Ленинградской консерватории Ильи Мусина, чей класс в свое время окончили Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Василий Синайский и Семен Бычков.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков