Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Слова народные. Музыка постнародная

"Вертеп" в Концертном зале имени Чайковского

Известия / Среда 09 января 2002
Как и положено, на святочной неделе публике показывали народную драму "Смерть царя Ирода", называемую также "Вертепным действом". Текст взяли хрестоматийный, из фольклорных источников. Музыку пополам с народом написал композитор-минималист Павел Карманов. В представлении, спродюсированном центром "Дом" и Николаем Дмитриевым, участвовали: "Академия старинной музыки" Татьяны Гринденко, ансамбль древнерусской музыки "Сирин" Андрея Котова, ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, камерный оркестр "Гнесинские виртуозы" под управлением Михаила Хохлова и рок-группа "Вежливый отказ" во главе с Романом Сусловым.
Впервые столкнувшись с чем-то подобным, существующим вне жанров, вне канонов и претендующим на новую мистериальность, музыкальному критику можно только развести руками: не выработано, дескать, еще методологических принципов, чтобы подвергать это все профессиональному разбору. Но когда такое происходит во второй или третий раз - а именно так сейчас и обстоит дело, - уже не отмахнешься.
Подспудное движение образованных городских людей к анонимным, синтетическим, псевдофольклорным действам все явственнее выходит на поверхность. Стремление объединиться и сделать сообща что-нибудь такое, что никто не в силах сделать поодиночке, освободиться, взявшись за руки, от сценических условностей и преодолеть опусное композиторское мышление - все эти давно известные культурологам вещи становятся реальностью даже в самом консервативном из искусств - музыке.
По своим умонастроениям "Вертеп" Павла Карманова вполне можно поставить в один ряд с грандиозным баховским проектом "Страсти по Матфею-2000" и не менее амбициозной "Полифонией мира" Камы Гинкаса и Александра Бакши, показанной на прошлогодней Театральной олимпиаде, - какими бы разными ни были их художественные результаты. Трудно обойти и "Царя Демьяна", коллективную оперу, выпущенную этим летом на гергиевском фестивале в Питере, - уж больно много сюжетных пересечений с нынешним "Вертепом".
"Вертеп", устроенный на украшенной тряпками и обставленной помостами сцене Зала Чайковского, длился около часа. За это время Христос успел родиться, Рахиль - поплакать, Смерть - помахать гнутой саблей, царь Ирод - умереть, народные исполнители - поколядовать перед выставленной на авансцене иконой, харизматичный руководитель "Вежливого отказа" - спеть на тарабарском языке свою песню "Бегство в Египет", а Павел Карманов - в очередной раз показать свое умение писать монументальные и торжествующие мажорные финалы.
"Вертеп", не проложивший новых путей в поиске современной мистериальности, а скорее дотоптавший и узаконивший уже имеющиеся, обладал всеми видовыми дефектами и прелестями подобных мероприятий. С одной стороны - обидное презрение к репетиционному процессу (рождающееся даже не из-за уверенности, что идея важнее результата), самодеятельная сценография и неотрефлексированная режиссура, наивность, которой никак не извиняет фольклорный антураж. С другой стороны - неожиданные музыкальные радости, рожденные из столкновения разных стилистических культур: то у простенькой колядки вырастет пышный оркестровый хвост, то Ирод разговорится под бас-гитару, то народная мелодия, пущенная под минималистский паттерн, обнаружит в себе фирменный лучезарный кармановский драйв.

Современные русские композиторы: Павел Карманов
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков