Театральная критикаШотландский пирогЭдинбург угощает зрелищами на самый разный вкусВедомости / Понедельник 09 августа 2004 Пикник на обочинеЭдинбургский фестиваль — ровесник и главный конкурент Авиньонского (о нем “Ведомости” писали в номере от 26.07.2004). В суровом городе шахтеров фестиваль появился в послевоенные годы, а инициатором его создания был немецкий театральный администратор Рудольф Бинг, позже прославившийся как генеральный директор “Метрополитен Опера”. Бинг считал нужным расширить летнюю оперную географию, которую в то время представлял только фестиваль в Глайндборне. Но Эдинбург быстро перерос и оперные, и национальные рамки, став общеевропейским художественным явлением. Скажем, в Глайндборне, который процветает и сегодня, есть опера. В Авиньоне — драматический театр и уличные программы. В богатом Зальцбурге, который едва ли можно превзойти, есть и опера, и концерты, и драма — но нет фринджа. Эдинбург же, по каждому виду соревнований уступая соперникам, тем не менее берет в целом: и разнообразием видов искусства, и свободной демократичной атмосферой. В эти выходные стартовал именно демократичный фриндж, фестивальная “обочина”, на которую артисты и музыканты приезжают за собственные деньги в надежде получить известность, которую им здесь, конечно, никто не гарантирует: конкуренция на фриндже огромная, и расходы на поездку могут оказаться совершенно напрасными. Но в отличие от Авиньона побороться тут есть за что: если на Авиньонском фестивале участие в офф-программе главным образом способ дополнительного заработка, что-то вроде самодеятельной антрепризы, то выиграть главную награду неофициального Эдинбурга — Fringe First — весьма почетно, это вполне весомый приз, после которого артистам могут быть предложены выгодные контракты. Fringe First получали, кстати, и российские труппы — “Дерево” Антона Адасинского и “Формальный театр” Андрея Могучего: петербургский театральный авангард пришелся по вкусу британской публике и прессе. В общем, фриндж — это весьма серьезный фестивальный бизнес. Сейчас дирекция неофициальной программы продает больше 1 млн билетов по цене от 9 фунтов. О популярности фринджа можно судить и по тому, что, как на официальной программе, публика уже начинает заранее планировать, что посмотреть на “обочине”, — треть билетов продается сегодня через Интернет. Меньше драмСама официальная программа, за которую отвечает опытный директор фестиваля Брайан Макмастер, начнется 15 августа и продлится до 5 сентября. В драматической части Эдинбург, конечно, уступает Авиньону. Здесь всего шесть спектаклей. Откроет программу “Атласный башмачок” по Полю Клоделю в постановке француза Оливье Пи, чьи работы отличаются многословием и самым возвышенным поэтическим пафосом, какой только можно себе вообразить. Его новый спектакль аттестуется как эпическое и даже монструозное представление: например, Le Nouvel Observateur называет его уникальным для французской сцены и утверждает, что сравнить это зрелище можно разве что с “Махабхаратой”. За Клоделем последует Расин, хотя и в современной редакции: бельгийцы Люк и Петер Персеваль радикально переписали его “Андромаху”, сократив хронометраж трагедии до одного действия. Андромаху в спектакле Люка Персеваля играет знаменитая Ютта Лампе — с этой ролью она вернулась на сцену берлинского Schaubuehne, где работала в то время, когда театром руководил Петер Штайн. Теперь Schaubuehne управляют лидеры нового театрального поколения Германии — хореограф Саша Вальц и режиссер Томас Остермайер, который в этом году принимал активнейшее участие в формировании авиньонской программы. Вообще, немецкий и немецкоязычный театр задает в этом сезоне тон крупнейшим европейским фестивалям. Вслед за Авиньоном, где показывали спектакли Кристофа Марталера, Франка Касторфа, Томаса Остермайера, Эдинбург представляет берлинскую сцену — не только Schaubuehne с “Андромахой”, но и Berliner Ensemble, где патриарх немецкого театра Петер Цадек поставил “Пер Гюнта”. В отличие от сокращенной и осовремененной “Андромахи”, поэтическая драма Ибсена идет, можно сказать, в полном формате — три с половиной часа, причем в течение всего действия в зале не гаснет свет. С классикой будет соседствовать современная драма, но в этом смысле Эдинбург выступит довольно скромно, ограничившись пьесой Энтони Нельсона “Прекрасный мир Диссоции” (The Wonderful World of Dissocia) в постановке автора. Она анонсирована как “забавная черная пьеса с несколькими чрезвычайно тупыми песнями”. Впрочем, границы жанров в Эдинбурге размыты. Например, в театральную программу включено шоу Карлеса Сантоса “Композитор, певец, повар и грешница” по мотивам жизни Россини — спектакль, разумеется, музыкальный. Помимо Россини в нем будут мелодии самого Сантоса, известного, в частности, как один из авторов музыки для Олимпиады в Барселоне. Больше ретроТанцевальную афишу в этом году украшают по большей части проверенные временем имена. Программу откроет Ballet West USA из Солт-Лейк-Сити с мини-ретроспективой хореографа Энтони Тюдора, начинавшего еще в 1930-х в британской Rambert Dance Company, затем перебравшегося в США и работавшего в American Ballet Theatre. В Эдинбурге будут показаны три балета, поставленные Тюдором в 1930-х, 1950-х и 1970-х. Такое же известное имя — нью-йоркский хореограф Алвин Николаи: пик его карьеры приходится на 1950-1960-е гг., когда он начал делать синтетические шоу, уделяя световой и музыкальной партитуре не меньшее внимание, чем танцу, и заработал славу театрального “волшебника страны Оз”. The New York Times и сейчас рекомендует балеты Николаи публике всех возрастов, включая поклонников Гарри Поттера. За сегодняшнюю танцевальную моду будет отвечать главным образом Акрам Хан — британский танцовщик и хореограф, соединивший технику европейского современного танца с классическим индийским танцем катак. В Эдинбурге пройдет британская премьера его нового спектакля “Ma”, показанного весной на Holland Festival в Амстердаме и заслужившего самые восторженные отзывы прессы. По мнению Financial Times, изощренность хореографии Акрам Хана достигает такой степени, какой не было в танце со времен Мерса Каннингема. Заряжаясь любовьюЕсли в драме Эдинбург проигрывает Авиньону, то в музыкальной части по количеству звездных имен заметно уступает программе Зальцбургского фестиваля, которую мы смогли лишь бегло описать в “Ведомостях” на прошлой неделе. Здесь не творятся судьбы музыкального мира, не заключаются многотысячные контракты, не нагревается рынок аудиозаписей. Да и билеты почти вдвое дешевле. Зато здесь нет творческого кризиса, который переживает Зальцбург. В Эдинбурге проводят четкую репертуарную стратегию и умеют, уважая и поддерживая национальные британские силы, красиво подавать их в контексте общемировой культуры. Крупнейшие шотландские банки ревниво оберегают целые фестивальные направления, поддерживая творческое разнообразие программ. В этом году Эдинбург представляет восемь опер (Зальцбург — семь). Правда, среди них только две оригинальные фестивальные постановки, а четыре названия даются в концертном исполнении. Большая часть премьер обеспечена национальными силами: в составах почти нет международных звезд, но есть очень хорошие британские, скандинавские и немецкие певцы. Особый проект фестиваля — три лучшие оперы Карла Марии Вебера (при том, что никакого юбилея композитора нет): “Вольный стрелок” (им дирижирует гордость нации сэр Чарльз Маккерас), “Оберон” (его дают даже не на немецком языке оригинала, а по-английски — в исполнении Королевской Шотландской оперы) и “Эврианта”. Раннего романтика Вебера оттеняет поздний — Рихард Штраус, и как раз его последняя опера “Каприччио” соблазняет участием двух мировых оперных див: финки Соиле Исокоски и шведки Анне Софи фон Оттер. Театральные постановки опер интересны в первую очередь как раз с театральной стороны. Компания Opera North из Лидса представляет премьеру фестиваля — “Орфея и Эвридику” Глюка в постановке Эмио Греко (его знают в Москве по фестивалю современного танца). Три спектакля привозит Ганноверская опера; это не самый знаменитый немецкий музыкальный коллектив, зато он любит привечать неконвенциональных режиссеров. Изысканная опера Дебюсси “Пеллеас и Мелизанда” (весной уже показанная на Венском фестивале) приедет в постановке радикального немецкого тандема Йоси Вилер/Серджио Морабито. Антиповествовательную оперу покойного авангардиста Луиджи Ноно Al gran sole carico d 'amore (“Под ярким солнцем, заряжаясь любовью”), затрагивающую мотивы Парижской коммуны и русской революции 1905 года (с цитатами из “Матери” Горького/Брехта), в Эдинбурге покажут в интерпретации левака Петера Конвичного — это его свежая работа, выпущенная в Ганновере незадолго до того, как в июне Конвичный поставил в нашем Большом театре “Летучего голландца”. Третья новинка — от каталонского режиссера Каликсто Бьеито, на счету которого поставленный в нескольких театрах мира “Бал-маскарад” Верди, открывающийся сценой заговора на унитазах. Для эдинбургской премьеры Бьеито оприходовал другой шедевр Верди — оперу “Трубадур”. Романтизм с фейерверкамиМеньше противоречивых чувств доставит обширная концертная программа. Самые видные гастролеры — Кливлендский оркестр (входящий в “большую пятерку” оркестров США) под управлением Франца Вельзера-Места и парижский ансамбль современной музыки “Интерконтемпорен” во главе с его основателем Пьером Булезом. В том же ряду — не последние европейские коллективы с именитыми дирижерами: Дрезденская штатскапелла с Бернардом Хайтинком, оркестр Лейпцигского “Гевандхауса” с Хербертом Бломштедштом и Лондонские филармоники с молодым, но очень авторитетным экс-москвичом Владимиром Юровским. Другой растущий авторитет — главный дирижер Шотландского оркестра ВВС израильтянин Илан Волков, который представит самую символическую британскую партитуру XX века — Военный реквием Бенджамина Бриттена. Что особо приятно, сольную партию споет московская певица Ольга Гурякова, и это не единственное имя, способное укрепить наш патриотизм: в команде Пьера Булеза, исполняющей “Свадебку” Стравинского, числится бас Большого театра Тигран Мартиросян. Всем известное в Европе имя — венская пианистка Елизавета Леонская, которая выступит с несколькими сольными концертами. Вообще, музыкальная программа составлена отменно — хороший вкус, известные имена, гарантированное качество. Но не только: большой процент занимают новации, будь то исполнительские — как квартет Томаса Цеетмайра, играющий в поразительно нервной современной манере, — или композиторские. Сложных композиторов XX века играют немногим меньше, чем классиков. Веберн и Мессиан — это само собой, но есть еще и американский радикальный минималист Мортон Фелдман, и европейцы Дьердь Куртаг и Сальваторе Шьяррино, и британские авторы Харрисон Бертвистл, Джеймс Макмиллан. Фортепианные сонаты Майкла Типпета идут в одной программе с сонатами Бетховена, а Пятнадцатая симфония Шостаковича занимает место классического опуса. Но и продуманными академическими программами дело не исчерпывается — отдельные концерты отводятся под традиционную японскую музыку для флейты и хрестоматию фортепианного танго, в которую, оказывается, входят не только опусы новых аргентинцев, но и авангардные сочинения Штокхаузена и Кейджа. Эдинбургский фестиваль завершится 5 сентября традиционным британским развлечением: фейерверк-концертом на открытом воздухе. Этот барочный жанр прославил Гендель, но на этот раз музыкальным наполнением послужит не он, а меланхоличный норвежец Григ, чьи страницы из “Пер Гюнта” будут сопровождаться заслуженной долгими трудами веселой пальбой в северное небо. |