Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

[ О Fashion-концерте Алексея Гориболя и премьере кантаты ТПО Композитор "Освобождение Прелесты" ]

Петр Поспелов в своей жизни был кинорежиссером, театральным композитором, музыковедом, важным чиновником Большого театра, модным журналистом и автором нескольких крупных музыкальных проектов. Последнее время некоторые из этих занятий он совмещает с с...

Афиша СПб / Воскресенье 01 июня 2003
Петр Поспелов в своей жизни был кинорежиссером, театральным композитором, музыковедом, важным чиновником Большого театра, модным журналистом и автором нескольких крупных музыкальных проектов. Последнее время некоторые из этих занятий он совмещает с сочинением кантат. Премьера его пятидесятиминутной кантаты «Освобождение Прелесты» для солистов, хора, оркестра и двух фортепиано – наиболее интригующий номер Fashion-концерта, который завершает авторский цикл пианиста Алексея Гориболя «Консонансы ХХ века».
Впрочем, два других участника концерта – профи высокого класса, и тоже склонны к музыкальным интригам. Петербуржец Юрий Красавин специально к концерту сочинил «Дада-вариации» на текст Фицджеральда, а прибалтийский классик минимализма Георгий Пелецис дал в программу свою недавнюю вещь «Nevertheless», в Петербурге не исполнявшуюся.
«Прелеста» написана на собственный текст Поспелова, что обнаруживает еще одну грань его дарования. Выражаю ему свое удивление по этому поводу – он скромно напоминает: «вообще-то у меня два тома стихов». И правда, как у меня из головы вылетело? «Я ночью писаю с моста. Струя блестит, весьма толста», – его юношеский шедевр. Еще, правда, не изданный.
Однако подготовку к слушанию поспеловской кантаты неплохо начать со знакомства с этим стихотворением. Очень важно понять: то, что делает Поспелов, только с виду кажется веселой дурью, на самом деле – все очень серьезно.
В первую очередь, серьезно налажен производственный процесс. Имени Поспелова на афише вы не найдете. Вместо него – ТПО (то есть творческое производственное объединение) «Композитор», организация давняя, уже много успевшая насочинять: этой весной на «Пифийских играх» в Петербурге получила премию за кантату «Дух народа», участвовала пару лет назад в коллективной опере «Царь Демьян», а еще раньше – в монументальном проекте «Страсти по Матфею – 2000».
Состав творческого объединения нестабилен. На сей раз, помимо самого идеолога, туда вошли еще два «ответственных мастера». Один из них, Дмитрий Рябцев, работал над кантатой на равных с Поспеловым, перекидываясь с ним по мейлу написанным материалом примерно также, как это делают между собой редакторы журнала «Афиша». Другой, Дмитрий Курляндский, был привлечен к работе в качестве «специалиста по аккордам у деревянных духовых».
Из духового инструмента, вообще-то, как правило, извлекают за раз только по одному звуку, а вот как сделать, чтобы зазвучало сразу несколько, знают лишь избранные, те, кто знаком с авангардными техниками. Курляндскому, как посвященному, доверили написать центральный номер кантаты, в котором, собственно и происходит обещанное освобождение Прелесты. Эту самую Прелесту со словами «тянем, только тихо» вытаскивают из ямы, в которую она невесть каким образом угодила.
Вся остальная музыка хоть и обходится без авангардных излишеств, но не так проста, как кажется. Например, «Величальная», поющаяся в честь бракосочетания Прелесты с Барином, на поверку оказывается сильно пересочиненным 24-голосным каноном ренессансного полифониста Жоскена Депре. А в поэтическом тексте использованы цитаты из сборника «Русский эротический фольклор» и «Войны и мира».
Сюжет кантаты вовсе не сводится к банальной любовной истории со счастливым концом. Все опять же гораздо серьезнее. Два главных героя – простой позитивный Барин (его поет Петр Мигунов) и рефлексирующая, вечно несчастная Прелеста (Виктория Евтодьева) – хоть и полюбили друг друга, но на самом деле плохая пара, вместе им не жить. Но зато от этих двух типов русской оперы, по мысли Поспелова (которую озвучивает хор Юлии Хуторецкой), народится новый правильный герой.
Мысль амбициозная, с глубокими историческими корнями, прямо, я бы сказала, поствагнеровская. И, если вдуматься, к «Консонансам ХХ века» она никакого отношения не имеет. Во-первых, потому что это уже не ХХ век, а во-вторых, потому что никакого противоречия между консонансами и диссонансами в идеологии Поспелова нет. Те и другие уравнены в своих правах и загнаны в жесткие правила высокой производительности коллективного композиторского труда. Но зато к Fashion-концерту все это точно имеет отношение: у «Освобождения Прелесты» есть все возможности стать самой модной кантатой нашего времени.
Алексей Гориболь,
пианист, автор проекта:
«Мне удалось убедить Институт Про Арте закончить цикл «Консонансы ХХ века» Fashion-концертом: я уверен, что премьеры новой музыки должны быть модным событием. Заказ получили три композитора. К моему великому сожалению, Павел Карманов, которого я обожаю, не успел закончить свою вещь, и ее место занял недавний опус «Nevertheless» Георгия Пелециса. Я в абсолютном восторге, просто в шоке от этого сочинения и, затаив дыхание, жду выхода с ним на сцену.
Юрий Красавин выполнил задание на все сто процентов: написал мастерские «Дада-вариации» как homage Эрику Сати, и я там буду не только играть на рояле, но и ломать язык, декламируя длиннейший список гостей Великого Гэтсби из вполне дурацкой главы великого романа Фицджеральда.
ТПО «Композитор» определенно вышло за рамки заказа: хор мы не просили, да и размеры требовались поменьше, в общем, кантата получилась довольно помпезная. Хор зато в упоении от текстов (они где-то посредине между рэпом и русской частушкой), и драйв на репетициях сейчас совершенно студийный.»

Публикации
Заявление АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина
Ассоциация театральных критиков убеждена, что упразднение должности худрука приведет к уничтожению ВШСИ
15 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации с Никитинским театром
Ассоциация театральных критиков - в связи с выселением Никитинского театра (Воронеж) из здания
04 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков в поддержку режиссёра Сергея Левицкого
Ассоциация театральных критиков - об увольнении художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева
02 апреля 2022

Письмо АТК о приостановке выпуска журнала «ТЕАТР.»
29 марта 2022

Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков