Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Перемена отчасти

Эдинбургский фестиваль даже за модой следует неторопливо

Ведомости / Понедельник 15 августа 2005
Сегодня в Эдинбурге начинаются гастроли японского театра но, прежде здесь не виданного. Надо заметить, что эдинбургский директор Брайан Макмастер вообще не суетится: спектакль “Сумидагава”, как и китайский цирк, принимавший участие во вчерашнем открытии программы, привезли в Шотландию лишь тогда, когда восточную тему отыграли, кажется, уже все крупные театральные форумы, включая Чеховский фестиваль в Москве, что, в принципе, способно потешить и наше самолюбие.
Как, впрочем, и тот факт, что еще один из главных номеров нынешней эдинбургской программы можно было увидеть в Москве еще прошлой зимой на фестивале NET. Речь идет о венгерской “Чайке” в постановке Арпада Шиллинга, самой свежей и легкой за последние годы трактовке чеховской пьесы. Шиллинг придумал вроде бы очень простой ход — его актеры приходят в театр в своей повседневной одежде и до начала действия сидят среди зрителей. Но затверженная наизусть “Чайка” и в самом деле превращается в этом спектакле в совершенно сегодняшний текст, как будто артисты подмечают чеховские реплики в собственной повседневной речи (см. “Ведомости” от 14.12.2004).
По старым эдинбургским правилам “Чайку” должен был бы привезти Петер Штайн, один из здешних завсегдатаев и любимцев публики. Но и немецкий мэтр выступает на этот раз в несколько неожиданном амплуа постановщика новой драмы — Штайн покажет на фестивале “Черную птицу” (Blackbird), которая должна, наверное, польстить местной публике, поскольку автор пьесы Дэвид Хэрроуэр — шотландец.
Однако практически половина драматической программы Эдинбурга в этом году посвящена классику с соседнего острова — ирландцу Джону Миллингтону Сингу (1871-1909). Druid Theatre Company привозит цикл из шести пьес драматурга в постановке обладателя премии Tony Гэрри Хэйнса.
В танцевальной части программы преобладает классика XX в. Балеты Баланчина предстанут в исполнении Шотландского балета и Национального балета Нидерландов (голландцы, впрочем, включили в свою программу также хореографию Дэвида Доусона и Джерома Роббинса). Хитом программы обещает стать “Лебединое озеро” — редакцию балета, отмеченную уважением к хореографическому оригиналу Мариуса Петипа и Льва Иванова, сделал звездный хореограф уже постбаланчинского направления — англичанин Кристофер Уилдон. “Лебединое” предстанет в исполнении американского Балета Пенсильвании, а партитуру Чайковского играть будет Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Современный танец представлен всего двумя спектаклями — это “Контрудар” (Contrecoup) Франсуа Веррэ по мотивам Фолкнера и “Импровизации” (Impromptus) Саши Вальц. Постановка Вальц, одной из ключевых фигур сегодняшнего европейского танца, — главное событие всей танцевальной программы и одновременно свидетельство явного отставания Эдинбурга от своего континентального соседа: в Авиньоне “Импровизации” показывали в прошлом году.
Вообще-то на фоне Авиньонского фестиваля, чья радикальная программа этим летом вызвала во Франции нешуточный скандал (см. “Ведомости” от 26.07.2005), эдинбургская афиша выглядит уже не столько консервативной и сбалансированной, сколько робкой. Возможно, как раз потому, что здесь все-таки пытаются следовать актуальным тенденциям, но как-то слишком уж осторожно и запоздало. Cпектакль по пьесе Шана Хана “Комната для молитвы” (Prayer Room), посвященный межэтническим и межконфессиональным отношениям, и толкующая о тех же проблемах видеоинсталляция “Между двумя мирами” (Between Two Worlds) выглядят как попытки отыграть разом и социальную тематику (оказавшуюся в центре авиньонской программы в прошлом году), и интерес сегодняшнего театра к смежным искусствам (возмутивший часть авиньонской публики уже этим летом).
Уклон в сторону Востока, уклон в политику, а иногда то и другое вместе присутствует и в музыкальной программе фестиваля. На первом плане — две оперные постановки. Камерная опера Бенджамина Бриттена “Река Керлью” (Curlew River) — музыкальная версия той самой пьесы театра но “Сумидагава”, с которой начинается фестивальная программа. Европейская премьера оперы американца Джона Адамса (лауреата Grammy этого года) — плод копродукции фестиваля и Шотландской оперы, а повествует “Смерть Клингхоффера” (The Death of Klinghoffer, 1991) о захвате пассажирского судна палестинскими террористами. В филармонической программе — концерт музыки курдов, а также выступление Оркестра Западно-Восточного дивана, в котором Даниэль Баренбойм объединил израильских и арабских музыкантов.
И все же дело не в одной политике или моде. Бриттен — классик ХХ в., Джон Адамс — один из лучших современных композиторов, а израильско-палестинский оркестр, по отзывам критиков, играет хорошо — что неудивительно, раз этим оркестром дирижирует Баренбойм. А большая часть музыкальной программы состоит из классики, барокко, ХХ в., иногда раритетов (например, опера “Ариадна на Наксосе” Георга Бенды, современника Моцарта). В списке же исполнителей, не таком блестящем, как на Зальцбургском фестивале, можно все же насчитать пару десятков имен первого ряда.
Особо резких и концептуальных жестов в Эдинбурге предпочитают не делать. И если Авиньон все больше становится местом, где европейский театр ищет новый язык, а Зальцбург продолжает собирать коллекцию звезд, то в Эдинбург стоит ехать за тем, что уже проверено временем и публикой других фестивалей. Эта позиция довольно уязвима с точки зрения конкуренции, но и здравый смысл в ней определенно есть.

СКОЛЬКО СТОИТ ЭДИНБУРГ
В 2004 г. общий бюджет Эдинбургского фестиваля был ?6,8 млн.
Доход от продажи билетов составил ?1,74 млн.
Спонсорская помощь и пожертвования — ?1,73 млн, поступления из государственного бюджета и от местных властей — ?2,56 млн.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков