Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Народное гулянье эстетов

"Царь Демьян", ужасное оперное представление в одном действии. Мариинский театр.

Газета.ru / Пятница 12 апреля 2002
Старое площадное действо "Царь Максимилиан" осовременено Мариинским театром при участии московских и петербургских композиторов (партитуру писали Владимир Николаев, Ираида Юсупова, Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский и некое загадочное ТПО "Композитор"). Автор идеи - москвич Петр Поспелов, либретто Елены Поленовой. Режиссер-постановщик Виктор Крамер, продюсер Эдуард Бояков, директор фестиваля "Золотая маска", художники спектакля - Александр Бродский и Глеб Фильштинский, самый интересный в сегодняшнем российском театре художник по свету (в программе "Маски"-2002 три спектакля, в которых он ставил свет).
"Царь Демьян" претендует на "Золотую маску"-2002 в номинации "Новация".
Высокие деревянные решетчатые ящики-будочки, в которых пребывают персонажи ярмарочной мистерии, похожи на ободранные башни потешного масленичного городка. Одни ярко выкрашены, другие сохранили пронзительно-серый цвет косого российского штакетника. С такой башни грозный царь Демьян (Михаил Давыдов) вещает о своем решении жениться на рыжекудрой богине Венере из Дерзкого царства (Елена Соммер). Коли женится - поклонится кумиристическим богам, отречется от Иисуса Христа вместе со всем своим балаганным царством. Только тоскующее сопрано царевича Артура (Лариса Юдина) будет твердить из-за кривой деревянной загородки ящика: "А я верую все по-старому..." Исполинский рыцарь из заморского царства (Олег Безинский) комическим контртенором цивилизованного человека требует блюсти в Демьяновом царстве права человека и сохранить жизнь непокорному царевичу. Аника-воин (Александр Герасимов) с солдатушками побеждает исполина. Пляшут девушки российские под свирелью пастушка, войско поет "Солдатушки, бравы ребятушки" и "Черного ворона", рыжекудрая Венера выводит "Смолоду, младешенька, гульлива я была..." (на ее будочке, сзади, вспыхивают весьма увесистые, полукруглые фары молочного стекла).
Царевич Артур бьется за решеткой под жалобные звуки романса эпохи Жуковского "Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест...", в оперном оркестре ухает гармоника и гремит бас-гитара, Смерть (Ольга Дзусова) спорит с царем Демьяном эстрадным голосом (а как еще должна изъясняться нелюдь в опере?), зазывала наряжен в пятнистый бушлат спецназовца и неловко требует магарыч у почтенной публики...
Неверная Венера вступает в грешный альянс с языческим богом Марецем: сцепляются и ритмично трясутся их клетки, на крышке будки Мареца укреплена ободранная садовая лейка, на крыше у Венеры кустится пластмассовая тропическая флора. В самый патетический момент лейка, естественно, падает, орошая венерины заросли... Аплодисмент.
О Господи, почему весь этот пародийный русский пэчворк так невесел? Зябнут на ветру чуть-чуть измененные мелодии - у них нет сил на перепляс вариаций. Минор владеет хором. Какой-то невеселой думой озабочен зазывала. Клетка-темница праведного царевича вот-вот рассыплется, точно Матренин двор. Ярмарочная мистерия ползет к финалу по обморочным, истощенным многолетней энергетической бескормицей пространствам мелоса и этноса из самых последних сил...
Любое русское балаганное действо, поставленное элитарными художниками на Мариинской сцене, вступает в сопоставление с "Петрушкой", с блистательным памятником, который воздвигли Стравинский, Фокин и Бенуа упраздненным масленичным балаганам на Адмиралтейской площади, балаганам их детства. Если бы на бывш. императорской сцене "Петрушка" (1911) и "Царь Демьян" (2001) шли в один вечер, сколь печален и полон неожиданного социального смысла был бы контраст двух народных гуляний: румяного озорного кордебалета эпохи мирискусников и серого полубесплотного хора начала ХХI века; сияющей краски балаганов Бенуа - и истлевающих горбылей балаганов Бродского; самозабвенных вариаций "Камаринской" у Стравинского - и чуть-чуть измененных ТПО "Композитор" бравых "Солдатушек".
Ничего удивительного. Гулянье как зеркало русской эволюции создает народ. Эстеты только его аранжируют.
На сцене РАМТ 12 апреля в 19.00

Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков