Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Кругом возможно не всё

Композиторы не дочитали обэриутов

Российская газета / Вторник 17 мая 2005
Этому молодому режиссеру не откажешь в способности находить оригинальные идеи для своих спектаклей. Еще в ГИТИСе Анастасьева поставила "Умницу" Карла Орфа — эта симпатичная студенческая работа шла в Камерном музыкальном театре на "Соколе". "Маленький мировой театр" открылся в 2003 году программной постановкой оперы Майкла Наймана "Человек, который принял свою жену за шляпу", сыгранной в мебельном салоне. Умение освоить необычное пространство, безусловно, сильная черта Анастасьевой (ее дипломной работой была "Дидона и Эней", разыгранная на лестничных пролетах "Новой оперы").
"Кругом возможна опера", пожалуй, впервые сделала очевидными слабости режиссера — в первую очередь это отсутствие мастерства в работе с актерами. В силу чего изящно и толково написанная режиссерская экспликация не обретает воплощения на сцене. Напряженно-изумленные лица и вытаращенные глаза — так изображают умственное напряжение в любом "экспериментальном" театре самодеятельного толка, и амбициозному "Маленькому мировому театру" подобные банальности не к лицу.
Но это в конце концов лишь полбеды — профессиональные навыки можно и должно набирать по ходу работы. Хуже другое: не все приглашенные к участию в проекте композиторы оказались готовы вчитаться в предложенные тексты, а творили в режиме глухаря на токовище, слышащего только себя.
Из трех авторов этот упрек нельзя адресовать только Стефану Андрусенко. У него единственного осталось слышным слово Александра Введенского. Вероятно, сказались опыт работы в драматическом театре, понимание законов драматургии: Андрусенко много лет проработал в Российском молодежном театре. Другие авторы, Ксения Прасолова и Петр Аполлонов, перемололи "Искушение" Даниила Хармса и "Iордано Бруно" Игоря Терентьева до нечленораздельности. Вполне понятный и поощряемый сегодняшними реалиями авторский эгоизм в данном случае привел в тупик: обэриуты создают миры со слишком своеобразной логикой устройства, чтобы использовать их произведения как подтекстовку — лишь бы что звучало. Семантически напряженный текст требует при его музыкальном воплощении гораздо большей аккуратности, чем традиционные итальянские либретто, в которых достаточно разобрать слова amore и traditore, чтобы понять, о чем идет речь.
Сходный, в сущности, промах допускает и Анастасьева, сводя поэтику ОБЭРИУ к балаганному театру и игнорируя как малозначительный элемент сюжетный ряд. "Место людное. Время одинокое. Действие простое" Игоря Терентьева — это не насмешка над классической поэтикой, а, напротив, ее безусловное принятие и расширение до невероятных, отчасти абсурдных пределов. И, получается, прав режиссер Александр Пономарев, поставивший центральную часть спектакля, основанную на текстах Введенского, вводя прямо-таки по системе Станиславского сквозные линии действия персонажей. Только так возможно выполнить лозунг Введенского: "Ты тут стоишь играешь чудно, /и стол мгновенно удаляется, /и стул бежит походкой трудной". Не поняв, о чем речь, ни один стул бежать не станет.
И прав некто, скрывшийся за псевдонимом ТПО "Композитор", написавший финальную "Колыбельную" на стихи Заболоцкого. Нежная мелодия, которую поет сопранист Олег Рябец, вызывает очевидный отзвук "Колыбельной" Чайковского, в которой, напомним, действующими лицами становятся ветер, солнце и орел. Совсем как животное Собака и растение Картошка у Заболоцкого.

Современные русские композиторы: , Петр Аполлонов, Ксения Прасолова, ТПО Композитор
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков