Театральная критика"Весна" после катастрофыРусский камерный балет "Москва" прославился переносом европейского хита - спектакля "Взлом" голландца Пола Селвина Нортона. Два года спустя труппа совершила еще более радикальный шаг: добилась эксклюзива от культового французского хореографа Режиса Обадья. Для его "Весны священной" арендовали сцену Молодежного театра.Ведомости / Пятница 21 марта 2003 Культовым хореографом Обадья называют не только потому, что он популярен в профессиональном мире и эту популярность зафиксировал во множестве наград (лауреат международных конкурсов Dance Screen, Video Danse, Каннского фестиваля, обладатель Гран-при SACD, Prix de la SACEM, кавалер Ордена искусств и литературы Франции). 45-летний Обадья вместе со своей многолетней партнершей Жоэль Бувье принадлежит к тому поколению, что превратило страну классического балета в центр современного contemporary dance. Он начал ставить еще в конце 1970-х, в 1980 г. вместе с Бувье создал в Анже труппу "Эскиз" и за первые же свои спектакли получил три престижных приза, в том числе один - из рук Сержа Лифаря. Французское правительство, лично контролирующее создание по всей стране хореографических центров, доверило Бувье и Обадья сначала Национальный хореографический центр современного танца в Гавре, а в 1993 г. - в Анже.
В России Обадья начинает с чистого листа - недавно он расстался и с Жоэль Бувье, и с городом Анже. Видимо, поэтому действие его "Весны священной" разворачивается после техногенной катастрофы на сохранившемся обломке какой-то металлоконструкции. Екатерина Вергасова, автор нового либретто и по совместительству жена хореографа, описала реальность балета в красках, не уступающих славянскому эпосу: "Стена ограничивает этот бездушный мир, не дает вырваться из него. Но та же стена - знак восхождения и очищения, она - выход в другое измерение и возможность возрождения. .. ".
Однако ритуальные танцы шести юношей и шести девушек могут принадлежать как постиндустриальной эпохе, так и тысячелетнему прошлому. Вобравшие в себя множество танцевальных техник и стилей, синтезом которых всегда славился Обадья, они универсальны в своем лаконизме: сломленные port de bras, сдавленные прыжки, агрессивные поддержки. Тревоги антиглобалистов прочувствованы Обадья на уровне теленовостей. История Избранника и Избранницы (Роман Андрейкин и Анжелика Шевченко) , которых кидает друг на друга толпа, - тоже только повод для исступленного танца. Хореографу явно интереснее выстраивать геометрию движений: на полу, засыпанном тонким слоем песка, и на стене, в которую встроены индивидуальные мини-планшеты для танцовщиков.
Но превратить "Весну священную" в чеканную формулу, как удалось это в 1912 г. ее первосоздателю Вацлаву Нижинскому, Обадья не хватило времени: визуальный ряд для 35 минут музыки он создал за 35 дней. Поэтому, чтобы почувствовать подлинный масштаб партитуры Стравинского (Обадья выбрал для своей версии запись под управлением Пьера Булеза) , балетоманам все равно придется ехать в Петербург, где в апреле состоится российская премьера балета Нижинского. |