Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Национальная гордость никуда не рвется

Юрий Башмет вручил премию им. Шостаковича Виктору Третьякову

Русский Телеграф / Вторник 24 февраля 1998
Международный благотворительный фонд Юрия Башмета был организован в 1994 году, и первой -- самой значительной -- его акцией стало учреждение ежегодной премии им. Шостаковича, вручаемой за выдающийся вклад в музыкальную культуру.
Первым лауреатом премии, обладателем статуэтки скульптора Александра Налича и 25 тысяч долларов (сумма сделала премию вполне респектабельной в мировом масштабе премиальных цен), стал Гидон Кремер -- первая скрипка мира. Вторым -- певец Томас Квастхофф. Третьим -- Валерий Гергиев.
Кандидатов на получение премии в количестве 15--20 человек подбирает совет, состав которого не разглашается. Из этого списка глава фонда и выбирает одного -- подходящего. Как обычно, свой выбор Башмет не объяснил практически никак. Виктор Третьяков достоин всяческого внимания -- кто бы спорил. Новый нюанс, добавленный Башметом к традиционной аргументации, заключался в том, что лауреат премии им. Шостаковича должен не только "являться яркой личностью, обладать неповторимой творческой индивидуальностью и своим талантом обогатить мировую культуру" (из пресс-релиза), но и подобно Шостаковичу быть чутким к тому, что несло в себе страшное советское время. Но отождествлять успешных с пострадавшими рискованно -- во-первых, потому что Томас Квастхофф в ряду жертв соврежима смотрится странно, во вторых, если премия претендует на долгожительство, она рискует в какой-то момент оказаться несовременной. Куда симпатичнее первоначальный, сам собой сложившийся принцип выбора значимых, актуальных фигур.
Все лауреаты башметовской премии -- и Кремер, и Квастхофф, и Гергиев -- по премиальному случаю счастливо оказывались на московской сцене. И не только чтобы получить приз, но и дать концерт. Кремер -- впервые после многолетнего отсутствия в России. Квастхофф -- просто впервые. Гергиев -- после долгого отсутствия в столице (в то время как на лучших концертных площадках мира он стал гораздо более частым гостем). Нетрудно заметить, что во всех трех случаях главная прелесть башметовской премии заключалась в красивом включении островов местной музыкальной жизни в мировой концертный контекст, попросту -- в удовольствии видеть и слышать мировых знаменитостей в Большом зале Московской консерватории. На этот раз московская публика удостоилась сольного отделения Виктора Третьякова. Не бог весть какой сюрприз, если учесть, что Третьяков -- ее записной любимец. И недавний юбилей маэстро отмечался целой серией концертов. Да и без торжественных поводов Третьяков играет достаточно часто.
Почвеннический пафос церемонии с режиссерским мастерством построения выразительной мизансцены подчеркнул Никита Михалков: "Третьяков -- гордость национальной культуры! Он живет среди нас! Он никуда не рвется!" (при этих словах Михалков-актер поднял палец и держал, пока не прочухался самый последний сонный фотограф-репортер).
Будто поддакивая михалковскому не вполне корректному заявлению, Третьяков играл усердно и спокойно. Равелевская "Цыганка" и "Размышление" Чайковского (в дуэте с Михаилом Ерохиным) произвели впечатление хорошо проделанной работы -- не более. Показалось, что, заканчивая исполнение, он опускает смычок с чувством выполненного долга. Пресловутая индивидуальность проявлялась только во владении универсальным стилем, в тщательном следовании собственным, много лет назад и раз и навсегда вырезанным лекалам. Дуэты Третьякова с Башметом (соль мажорный Моцарта и Пассакалия Генделя--Хальворсена) прозвучали чуть более нервно -- по той простой причине, что, кажется, были меньше отрепетированы. Лучшим в концерте стала Четвертая симфония Шуберта в исполнении башметовского оркестра -- с хорошими темпами, выразительной фразировкой и приличным балансом.
Как и ожидалось, название вечера "Мировые премьеры" себя не оправдало. Разве только впервые представился миру новый башметовский фрак -- подарок Фонда Татьяны Михалковой и модельера Юлии Далакян. Впрочем, если бы об этой премьере не было объявлено заранее, ее никто бы и не заметил.
Подпись к фото: трио Михалков--Башмет--Третьяков радуется за культуру
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков