Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Собирательство с охотой

Фестиваль "Музыкальные собрания" в поисках имиджа

Русский Телеграф / Четверг 14 мая 1998
Негромкий фестиваль -- такое же произведение виолончелиста Александра Рудина, как его тихий оркестр "Musica Viva" (участник всех концертов "Музыкальных собраний") или его сольные программы. У фестиваля та же интонация, что и в рудинской манере игры, -- строгая, на первый взгляд рассудочная, но эмоциональная в мелочах. Здесь красота деталей обещает красоту целого, странные нюансы в программах удачно заменяют общую идею. Фестиваль без выспренне громоздкой событийности обыкновенно проходил тихой сапой (большинство программ -- в небольших залах) и был заметен исключительно благодаря рудинскому авторитету в музыкантской среде. Теперь к безукоризненной репутации Рудина добавились энергия пианиста Алексея Любимова и его страсть к аутентичному исполнительству как форме жизни и картине мира. По любимовской наводке были выписаны знаменитый дирижер и клавесинист Кристофер Хогвуд, кремеровская протеже скрипачка Ханна Вайнмайстер и Андраш Адориан -- флейтист, исследователь и практик зыбкой старины. Двумя концертами с участием рудинского оркестра и Алексея Любимова иностранцам удалось накормить изголодавшихся по строго музыкальным впечатлениям и вылечить от тоски ту часть публики, что осталась этой весной без интригующих фестивалей.
Кристофер Хогвуд по-настоящему знаменит. В 1973 году он основал Академию старинной музыки и с тех пор дает концерты в неописуемых количествах. Записал Моцарта, Перселла и оперные арии Генделя с Кири Те Канава, сочинил внушительную монографию о Генделе, стал художественным директором бостонского Общества Генделя и Гайдна и Академии Бетховена в Антверпене. Но здесь о нем слышали с десяток специалистов. Событие -- не визит знаменитости, а интерпретация текста: Хогвуд занимается аутентизмом (исполнительством-знаточеством) со времен возникновения самой идеи. По Хогвуду, аутентика -- вовсе не старинная музыка на старинных инструментах. Это "исторически информированное исполнение". Он персонаж очень цельный и правильный. Он собирает старинный фарфор, и коллекционный жанр доминирует в его музыкантской стратегии и частных жестах. В такой ситуации каждый концертный случай приобретает фарфоровую значимость. И даже если у статуэтки отбитый нос, ее ценность от этого не уменьшается. Правда, только в том случае, если у безносой есть свой миф, индивидуальная история. Так филателисты обожают невзрачную марку, погашенную именно в час, скажем, спасения челюскинцев: задрипанная бумажка со следами мифа продается уже по ювелирной цене. Так что пробегающие на всех парах мимо внятной артикуляции струнные и неидеальный строй в оркестре не отменяют коллекционности исполнения рудинским оркестром 94-й симфонии Гайдна. С дирижерского пульта Хогвуд углядел в ней чудаковатые барочные фантазии классицистского автора. Похоже, у него оптический прицел -- он отлично видит изнанку формы и нанизывает детали, как хороший рассказчик. В Тройном концерте Бетховена ему и ансамблю солистов -- Рудину, Любимову и Вайнмайстер -- внутри оркестровой ткани удалось почти что чудо. "Musica Viva" ожила и задышала, с азартом поспешая за солистами. У нее вдруг появились интонация и звук. У суховатого и энергичного Бетховена -- выразительные детали и хлесткость формы.
Самому Александру Рудину, вставшему за дирижерский пульт сыграть бетховенскую "Пасторальную" и "Времена года" Вивальди (в переложении для флейты и оркестра), повторить чудо не удалось. "Времена года" вытянул Андраш Адориан. Его флейта -- не пение птичек, а совсем наоборот -- кошачья грация, бархатный звук и танцующие фразы. В Бетховене он сел в оркестр, но последний посапывал да поигрывал и пасторальную историю проспал. Сквозь дрему звуков только при большом желании можно было разглядеть замысел -- симфония как перечень нежнейших руссоизмов в мягком свете с медитативным финалом. Рудин -- неправильный дирижер. Слишком много людей считают его не только отменным музыкантом, но и очень хорошим человеком. А дирижерам это чаще вредно: определенная порция тирании дает гораздо более впечатляющие результаты. Тем не менее рудинский оркестр хорош хотя бы уже репертуарной свободой и умением красиво обходить все магистрали.
25 мая в Малом зале "Musica Viva" в рамках "Музыкальных собраний" дает шикарный раритет -- русскую мелодраму XVIII века "Орфей" Фомина. Причуды стиля и настоящая находка для коллекции.
ПОДПИСИ ПОД ФОТО:
Кристофер Хогвуд
Андраш Адориан
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков