Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Усталость менеджеров музыки

Этой весной фестиваль современной музыки "Московский форум" остался без конкурентов

Русский Телеграф / Суббота 16 мая 1998
Консерваторскому фестивалю современной музыки "Московский форум" (он открывается в понедельник 18 мая) в этом сезоне придется отдуваться за всю текущую музыкальную проблематику. Привычно "современная" весна на этот раз проходит по сокращенному варианту: "Форум" ограничивает свои стратегические интересы европейским академизмом, и его название "Авангард плюс" -- это плюс в рамках среднестатистической европейской традиции. Этим плюсом, собственно, и исчерпываются ставшие уже традиционными весенние интриги и впечатления. В прошлом году московская публика уже недосчиталась фестиваля "Губайдулина и друзья", сделанного на серьезном качественном уровне, ориентированного на послевоенный советский авангард. В этом году дематериализовался открытый многим жанрам и стилям фестиваль "Альтернатива". Говорят о падении интереса к современной музыке. Но единственный, кто с этим согласен, -- это художественный руководитель "Московского форума" композитор Владимир Тарнопольский. Авторы и продюсеры несостоявшихся фестивалей мрачные предположения опровергают. Более того, и продюсер "Губайдулиной" Вадим Дубровицкий, и устроитель "Альтернативы" Дмитрий Ухов не ограничиваются сетованиями на отсутствие денег и заявляют о намерениях действовать. Один только вопрос остается практически без ответа: сакраментальный вопрос "а кому все это надо". Варианты ответов вроде "никому не надо" или "надо всем" продуктивными не кажутся. И наверное, именно решив этот ребус и научившись работать с выбранной аудиторией, можно будет облегчить "современно-фестивальную" жизнь.
Музыкальный критик Дмитрий Ухов устраивал "Альтернативу" с 1993 года. Его основными исполнителями были Антон Батагов, ансамбль "4. 33" Алексея Айги, ансамбль Дмитрия Покровского и другие. Самый крупный гастрольный проект -- концерты ансамбля "Модерн". Сегодня Ухов планирует частично сложить с себя полномочия.
-- Почему Вы опустили руки? Упал интерес к современной музыке?
-- Дело не в этом. Вернулся Алексей Любимов, который, собственно, и начинал этот фестиваль. Мы решили перенести его на осень -- конкуренция с консерваторским "Форумом" не идет на пользу обоим проектам. Думаю, Любимов будет чем-то вроде худрука, я -- исполнительного продюсера. И я вполне согласен с корректировками, которые Любимов хочет внести. Вероятно, изменится формат "Альтернативы" (концертов будет меньше, программы будут насыщеннее). К тому же будет больше старинной музыки.
-- Старинная музыка, похоже, лидирует среди актуальных жанров.
-- Исторически так сложилось. Ведь первым старинную музыку начал играть авангардист Волконский. К тому же "Альтернатива" всегда ориентировалась на неклассические и внеевропейские музыкальные практики. На мой взгляд, главный альтернативный опыт -- взаимодействие композиторов Мартынова, Батагова, Соколова и Айги с фольклорным ансамблем Дмитрия Покровского.
-- Дубровицкий работал с современной музыкой как с элитарной культурой, "Альтернативе" она представлялась демократичным явлением. Но обе стратегии потерпели неудачу.
-- Потерпела неудачу сама форма фестиваля. Я вообще теперь не склонен думать, что роль фестиваля как пропагандиста современной актуальной культуры или индикатора интереса к ней сейчас так уж велика. Современная музыка стала больше издаваться. В связи с развитием массовых коммуникаций и рынка аудионосителей ситуация меняется. Скоро будет так: ты приходишь в магазин, говоришь, что интересуешься современной музыкой, и тебе предлагают тщательно составленный "гид" из двадцати компакт-дисков.
-- Да уж, фестивали не носили рекомендательный характер, но интриговали. Критики рассуждали о необходимости красивых и хорошо работающих концепций. Но главной проблемой оказалось непопадание по адресу. Неточно сформулированный адресат и неумение с ним работать.
-- Не уверен. Современная музыка подобна кино. Это комплексное явление. И проблема -- отсутствие целой инфраструктуры: залов, типов коммуникации, исполнителей. Что до адресата "Альтернативы", я не вполне несу за это ответственность. Не я начинал, не мне и формулировать. Наверное, это не столько узко профессиональная аудитория, сколько широкая творческая интеллигенция.
Бизнесмен Вадим Дубровицкий продюсировал фестиваль "Софья Губайдулина и друзья" на протяжении трех лет. В круг исполнителей входили ансамбли Марка Пекарского, Владимира Тонха и другие. Крупные гастрольные проекты -- визиты Гидона Кремера и английского "Хильярд-ансамбля". Теперь собирается изменить имидж своего предприятия.
-- Вы делали фестиваль на шлейфе моды на советский авангард. И остановились ровно в тот момент, когда прошла эта мода. Вы сдались?
-- Ни в коем случае. Мы обязательно проведем фестиваль, но он будет качественно отличаться от предыдущих. И дело не в моде. Повторять который год подряд одно и то же -- темы, стили, имена -- это было бы странно.
-- Что Вы думаете о падении интереса к современной музыке?
-- Выдохлись не слушатели, а менеджеры. Ситуация изменилась, и мы теперь не собираемся рассчитывать на государственную поддержку. Мы работали с Минкультом и правительством Москвы, но всякий раз оказывались перед необходимостью за все в итоге платить самостоятельно. Понятно, что у власти вообще другая идеология и другая культура. Я больше не собираюсь исходить из того, что государство все понимает, но вот только сейчас нет возможности. Ясно, что искать здесь поддержки было бы странно. Фестиваль и так был далек от официоза, но теперь очевидно, что к благотворительности надо готовится тщательно и заранее. Что же касается интереса, он не может исчезнуть. Он просто меняется в стилевом отношении.
-- Вы собираетесь проследить эти изменения спроса?
-- В какой-то степени. Проводить маркетинговое исследование запросов аудитории я не буду. Я просто знаю, что мне самому интересно расширить круг тем, жанров и стилей. Если речь идет о современной музыке, так это и должна быть современная музыка, которая не ограничивается, скажем, кругом Губайдулиной. Хотя и с ней я не собираюсь прерывать сотрудничество.
-- Как же меняются ваши пристрастия?
-- Мы ведем предварительные переговоры с Кейтом Джарретом и Яном Гарбареком. В Тбилиси я слышал его исполнение музыки Гии Канчели -- это крайне интересно. К тому же на фестивале мы совсем не затрагивали старинную музыку, совершенно не занимались американской. Из композиторов я хотел бы поработать с Волконским, из исполнителей -- с Йо-Йо Ма. Хотя это из области мечты.
-- Вы собираетесь делать ставку на статусные имена или использовать новых исполнителей?
-- Мне во многом перестали быть интересны многие из исполнителей, с которыми я раньше работал. Видимо, мы изначально не очень правильно друг друга поняли. Что касается новых -- это сложная ситуация, и с ней надо серьезно работать. На фестивале мне не хотелось бы становиться заложником исполнителей. Имена не должны диктовать программы настолько, что организатор уже вообще не имеет никакого отношения к фестивалю.
-- Расширяя круг тем, Вы не думаете, что можете потерять какую-то часть аудитории? Или того, что адресат фестиваля может оказаться более расплывчатым?
-- Расширять тематические рамки -- это продуктивнее, чем вариться в одном и том же соку. Что же до адресата -- на протяжении трех лет это были одни и те же лица. В основном профессионалы. В идеале надо бы, не потеряв эту аудиторию, все же ее расширить. А вообще, мне кажется, никто сейчас толком не может сказать, кто вообще эти люди, которые являются адресатом современной музыки.
Нам кажется, что ответ на этот вопрос есть. Потенциальная аудитория современной музыки -- обыкновенные слушатели симфонических и камерных концертов. Другой вопрос, что затевающиеся сегодня новые проекты, от глянцевых изданий до кинофильмов и телепередач, стараются хотя бы в чем-то определить свою аудиторию, ее возрастные, социальные и вкусовые характеристики -- что и позволяет корректировать концепции, а также строить рекламную стратегию. К этому разговору мы вернемся в связи с фестивалем "Авангард плюс".

Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков