Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сто лет Новой музыке

Круглая дата отмечена вечером музыки Шенберга

Русский Телеграф / Четверг 21 мая 1998
Музыковед и певица Светлана Савенко, спевшая в этом концерте два песенных цикла Арнольда Шенберга, уверяет, что заголовок "Сто лет Новой музыке" возник случайно. Подобные формулировки придумывают в филармонии, когда надо что-нибудь исполнить, заодно придав значимость событию. Но в данном случае в заголовке --обещание цикла, исследований, раритетов и неожиданных ракурсов. Поскольку речь идет о музыке Шенберга -- музыке, за которой закрепилась слава пугала и знамени одновременно.
Недавно возникший дуэт Светланы Савенко и пианиста Юрия Полубелова, умеющий мастерски справляться с утонченным поставангардом песенных циклов Валентина Сильвестрова, неожиданно отпрянул далеко назад -- в классику модернизма. Чтобы проверить на прочность миф о сокрушительной популярности Первого музыкального новатора Арнольда Шенберга. Чтобы всего лишь указать на то, что краеугольный камень Новой музыки лежит себе где-то на обочине концертных практик. И в лучшем случае подобен эталону мер и весов, которого никто, кроме посвященных, в глаза не видел. Выходит примечательная ситуация -- современная музыка (в концертном виде) ведет отсчет от тени.
Вечер музыки Шенберга был аншлаговым для Рахманиновского зала консерватории, хотя в программе не было, к примеру, легендарного "Лунного Пьеро". Было почти все, сочиненное Шенбергом для фортепиано, включая раритетные Три пьесы 1894 года (трогательные образцы традиционной романтической миниатюры, созданные задолго до официального рождения современной музыки), и половина сочиненного им для фортепиано и голоса.
Полубелов и Савенко сделали Шенберга совсем не по-европейски -- без рациональной прохладцы и корректно снисходительного тона. Фортепианная манера Юрия Полубелова захватывает разработанностью нюансировки и чувством формы -- его звук способен быть хрупким и громадным, он может прятаться за камерным вокалом и перехлестывать через край вокальных кульминаций. Точно интонирующий голос Светланы Савенко инструментален и лишен специфического для вокалистов нарциссизма -- хотя звучал он более адекватно в мелком рисунке цикла "Из книги висячих садов", нежели в требующих широкого дыхания Восьми песнях 1905 года.
Душная эмоциональность, интимность раннего Шенберга -- от романтического наследства, переживаний под грузом культуры. И в исполнении словно содержалось объяснение, мотивировка шенберговского новаторства более поздних лет: необходимость как-то с этим самым грузом быть. Сложить его как минимум вчетверо, убрать в карман и уместить в предельно редуцированные, по-шубертовски скромные формы. Сделать мелодические образования формулами, упразднить второстепенное. Все сделать главным. Но и в этом главном -- будь то льдистые образования "Шести маленьких пьес для фортепиано" (1911) или скованная чувственность цикла "Из книги висячих садов" (1909) на стихи любимого русскими символистами Стефана Георге -- оказалось больше беззащитности, упорного разгребания груза традиции, нежели учительски-новаторского пафоса.
Шенберг предстал в незапрограммированном ракурсе, как новый старинный автор -- отличный стиль празднования радостного столетия Новой музыки.
ПОДПИСЬ ПОД ФОТО:
Арнольд Шенберг. Автопортрет, созданный в год рождения Новой музыки
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков