Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Авангард, который еще немножко шьет

"Московский форум" в поисках генеральной линии

Русский Телеграф / Суббота 30 мая 1998
Ю.Б. : Вы никогда не проводили маркетинговых исследований вашей аудитории и даже соглашались с тем, что интерес к современной музыке в Москве упал почти до нулевой отметки. Но в этот раз на некоторых концертах "Форума" были полные залы, и фестиваль прошел успешно. Вы нашли какие-то приемы, формулу успеха?
В.Т. : Нет.Фестиваль -- это все-таки творчество. Я не сторонник технологического подхода к устройству фестивалей. И не знаю, как эту удачу повторить. Возможно, чуть лучше была сделана реклама. Личные приглашения были разосланы всем членам Союза композиторов.
Ю.Б. : Что же, они могут сделать аутиторию?
В.Т. : Не думаю, но все-таки. К тому же пришел весь первый курс композиторов консерватории. Мне на самом деле все равно, пустой будет зал или полный. А вот молодые композиторы -- это важно.
Ю.Б. : Вы не раз говорили, что страна, торгующая сырьевыми ресурсами, торгует сырьем и в искусстве: ваш "Форум" приглашает создателей и исполнителей современной академической музыки, а на Запад по обмену едут ансамбли народных балалаек. Но вы последовательно сохраняете просветительский пафос -- с самого первого фестиваля, со дня организации консерваторского "Общества новой музыки". Это дает результаты?
В.Т. : Да, хотя я все равно думаю, что эта страна как не участвовала в европейском и мировом культурном диалоге, так и не участвует. Тем не менее наши композиторы за время "Форумов" сильно эволюционировали.
Ю.Б. : Вы говорите о молодых, к примеру, об Александре Филоненко или Вадиме Карасикове?
В.Т. : Да, но изменилось и среднее поколение тоже. Меня удивил Кирилл Уманский. Он был таким традиционалистом, а теперь на фестивале звучало отличное европейское сочинение. На уровне.
Ю.Б. : Вы не боитесь, что влияние нормативного европейского авангарда превратит музыку местных композиторов в среднестатистическую европейскую продукцию? С вашей помощью молодые авторы получают западные стипендии, возможность стажировок, заказы. Что происходит дальше -- самоидентификация или растворение в традиции, которая может их финансировать?
В.Т. : Это вопрос. Безусловно, под давлением европейских манер манеры местные унифицируются. Не хотел бы я быть сейчас молодым композитором. Европейская традиция хлынула на них. Но это в любом случае лучше, чем невежество. Скажем, после того, что показали на мастер-классах Францесс Мария Уитти, бас-кларнетист Харри Спарнаай и флейтист Харри Старревельд, уже невозможно делать музыку по-старому.
Ю.Б. : Только надо бы нам еще найти таких исполнителей.
В.Т. : Нашим аспирантам мы читаем курсы "Новая нотация", "Композиторские техники", "Новейшие приемы игры".
Ю.Б. : Помогает? Я заметила, что ансамбль "Студия новой музыки" стал играть свободнее и спокойнее. С другой стороны, пианист Михаил Дубов, сыгравший сольный концерт, как играл качественно, так и продолжает. А других интересных персон не возникает.
В.Т. : Будем считать, что это дело времени.
Ю.Б. : Насколько влиятелен сегодня у нас послевоенный европейский авангард и его главные фигуры?
В.Т. : Булез воспринимается здесь как слишком академически холодный. Влияние Берио уже воплотились в музыке Шнитке. Лигети -- в музыке Денисова. На молодых влияют другие персонажи -- Лахенманн, Фернэхоу, Мюррай, Шарино. Если мое поколение интересовалось "материалом", то следующее уже знает о "материи". Другой вопрос, что техники а-ля Лахенманн уже абсолютно исчерпаны. Они изначально были готовы к тиражированию. Теперь их нужно адаптировать.
Ю.Б. : Почему вы не стали представлять на фестивале музыку одной европейской страны, как это было раньше с Голландией, Австрией, Германией?
В.Т. : Хватит. Мы дали эти азы, и теперь можно смотреть на вещи чуть шире, исследовать общую парадигму. Вообще местная культура -- публика, композиторы, исполнители -- слишком зациклена на историзме, авторитарности, духовности. Это проблема, которую я и для себя самого ставлю. Я наблюдал реакцию на афиши, она была следующая: "Вот Веберн, сюда я точно пойду. А это -- не знаю что. Не пойду". Понятие "ноу-хау" в искусстве здесь вообще ничего не значит. Все построено на самовоспроизведении. Но какая духовность, если культуре просто нечего сказать? Публика воспитана на диабетическом репертуаре.
Ю.Б. : Несмотря на декларированные "плюсы" к авангарду, фестиваль "Московский форум" утверждает золотую середину, фиксирует магистральное направление, некий новый современно-музыкальный официоз -- с человеческим лицом. Эстетически солидный, от которого дальше уже можно шагать в сторону. Впрочем, это явно будут делать другие. "Плюсы" -- заявленные или не заявленные в заглавии -- на фестивале никогда не доминировали.
В.Т. : Я воспринимаю это как комплимент. В местной культуре странно быть суперлевым. Здесь свои традиции. Мы более континуальны. Все адорнианские идеи, которые привели в Европе к новым техникам типа царапания по инструменту, здесь имеют совершенно другое значение.
Ю.Б. : Значит, вы пробуете их адаптировать к местной текущей ситуации?
В.Т. : Мы, скажем, уже поняли, что социологический аспект здесь вообще никого не волнует. На прошлом "Форуме" с названием "Свобода или ангажемент?" почти что никого не было. А вещи, которые делает, к примеру, фестиваль "Альтернатива", приобретут смысл, когда у нас будет центр, из которого можно будет смотреть в сторону.

Современные русские композиторы: Владимир Тарнопольский
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков