Театральная критикаКонкурс Чайковского не потряс мирЗато наши выигралиРусский Телеграф / Среда 01 июля 1998 Объявлены итоги XI Международного конкурса имени Чайковского среди пианистов, скрипачей и виолончелистов (вокалисты закончили состязание вчера поздно вечером). Итог главный: конкурс выполнил свое предназначение на пятьдесят процентов.
Его высокая миссия заключалась в том, чтобы исправить прошлые ошибки. Напомним, что печать основного позора всей истории конкурсов лежит на прошлом, юбилейном, смотре 1994 года. Тогда жюри, составленное из лауреатов разных прежних конкурсов, выказало непозволительную жадность и не присудило ни одной первой премии. Так что теперь было необходимо: 1) присудить во всех номинациях первые премии и 2) в одной из них уважить первым призом иностранного исполнителя -- и этого вполне хватило бы, чтобы поправить реноме. Результат -- выполнен пункт 1: все первые премии благополучно присуждены. Но неизбывный патриотизм вкупе с новой системой вычисления победителей так и не дал конкурсу ни единого шанса вернуть себе лицо, приятное во всех международных отношениях.
Первых премий удостоены: скрипач Николай Саченко, виолончелист Денис Шаповалов, пианист Денис Мацуев. Сделав по сравнению с прошлым конкурсом более благообразное лицо, "Чайковский" тем не менее в очередной раз утвердился в приличествующей всякому конкурсу системе лобби учеников членов жюри: если итоги по специальностям "скрипка" и "виолончель" с этой точки зрения выглядят более или менее пристойно (в зависимости скорее от вкусов), то в разделе "фортепиано" имеется плохо замаскированная победа профессора Сергея Доренского.
В финале было пять его учеников (одна из них, японка, -- за гранью всех приличий), и в результате у воспитанников Доренского -- две самые высокие премии. Так что по давно сложившейся крепкой традиции конкурс Чайковского состоялся в качестве большой профессорской интриги. При том что новая закрытая система оценок по 25-балльной шкале, действующая вплоть до последнего тура и исключающая открытое обсуждение в финале, призвана была интригам помешать. Впрочем, иногда она только запутывала дело, как было в истории со срезанным с финала лидером второго тура Алексеем Султановым: причиной сбоя стали полярно разные оценки, отсеченные по регламенту подсчета баллов.
Другой вопрос, что яркие профессорские победы -- вовсе не привилегия главного российского конкурса. В мировой практике исполнительских состязаний подобное не только распространено, но и почти нормально -- и это знает каждый конкурсант, заполняющий анкету участника. Поскольку профессиональное судейство так или иначе оказывается судейством педагогов.
|