Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Итальянская опера из-под крана

Новая постановка "Любовного напитка" Доницетти

Русский Телеграф / Четверг 30 июля 1998
Летняя оперная премьера в театре Станиславского и Немировича-Данченко преследовала, по всей вероятности, вполне гуманистическую прохладительную цель. Жажда ярких и легких впечатлений вызвала к жизни постановку развлекательную, незатейливую и с большим количеством натурально льющейся воды на сцене.
Фонтан с понурою струей так и остался главной достопримечательностью спектакля. Даже много дыма из ничего (из транспортного средства в образе кувшина-самолета, на котором прибывает волшебник Дулькамара) -- впечатление меньшее. Шум воды из фонтана-крана удачно заглушил некоторые вокальные и оркестровые недочеты и даже целые фрагменты партитуры. Другой вопрос, что, наверное, каждый второй человек плохо переносит этот занудный, нескончаемый звук кухонного крана, который случайно забыли плотно закрутить. Так что понятный постановочный гуманизм в итоге приобрел несколько садистскую окраску.
В дополнение к развлекательно-юмористическим деталям постановки (как-то: фонтанчик, два раза летающая -- вверх и вниз -- транспортная кубышка да еще мелькание женских ножек в открывающей сцене, недотянувшее, впрочем, до какого бы то ни было эротизма) в программке обнаруживается комичный по задумке текст. Это краткое либретто, дополненное оперно-театральными ассоциациями. В подзаголовке значится: "Приглашение в деревню (оперную)". Далее читаем: "Волшебный воздух Италии кружит головы и сердца (и настраивает оперные голоса). Неморино (тенор-душка) вздыхает и томится. Он безнадежно влюблен в красавицу Адину (редкое сопрано)... Белькоре предлагает Адине руку и сердце (плюс голос)"... Нескончаемая череда скобок -- хорошее подспорье зрителю-слушателю, заскучавшему в середине уже первого номера. Впрочем, и оно очень скоро (примерно на шестой скобке) надоедает. Но главное -- сюжет, прописанный как оперное, театральное приключение, на сцене остается не отыгранным. Никаких параллельных планов и ассоциаций в постановке нет. Разве что всю ее можно было бы спокойно заключить в скобки и на этом успокоиться.
Остается вслушиваться в музыку Доницетти, славную, виртуозную и блескучую, но лишенную россиниевской легкости и беллиниевских мелодических откровений. Музыку в большей своей части почти что никакую, с минутным лирическим озарением в финале первого акта и будто случайно распахнувшейся бездной красоты в начале второго -- в знаменитом романсе Неморино. Ничто в крепкой, мастеровитой работе не предвещает этого сокрушительного хита. Не будь его, опера так и осталась бы просто одной из примерно семидесяти, сочиненных некогда модным автором.
Но эта жемчужина вокального репертуара спета Романом Муравицким на премьере так бледно и приблизительно, что так же просто убирается в скобки, как и остальные сцены. Муравицкий старательно и не без трогательности играет этого самого тенора-душку, и если, судя по программной текстовке, "любовный напиток" лечит не только душу, но и голос, то понятно, почему так скуден вокал исполнителя главной партии. Видимо, липовое по сюжету снадобье не помогло и ему. Так же серенько звучат Белькоре в исполнении Евгения Поликанина и Дулькамара в исполнении Романа Улыбина. Последний, впрочем, берет веселостью и опереточными манерами. И берет до такой степени, что зал начинает прихлопывать ему в такт. Но главная героиня премьеры -- это, конечно же, именитая Хибла Герзмава. Это ей поручено быть красой и прелестью комической оперы, удерживая ее от ежеминутных упаданий в оперетту. Пока оркестр поскрипывает, а хор тонюсенько попискивает (почему-то в этом спектакле никого толком не расслышать, все будто боятся кого-то ненароком разбудить -- публику, наверное), Герзмава голосом без индивидуальной окраски, пластичности и точности пытается парить. Но два ее верхних "ля", взятых с трудом и мимо, лишают всю затею смысла. Аккуратная старательная прима без очарования и блеска в непритязательной постановке более чем уместна, но не вытягивает спектакль на качественно иной уровень. И мило разрисованный задник (под детские обои) с человечками, амурами обоего пола и звездами -- единственное, что радует глаз.
Надо думать, что новинка театра, последние премьеры которого уже традиционно вызывают некоторый шум, войдет в репертуар тихо и неприметно. Не все ж бороться за будущую "Золотую маску" и нарабатывать реноме обновляющегося театра. Надо и публику забавлять (спектакль идет на русском и итальянском языках -- пополам, так что и понятно, и красиво), и обеспечивать труппу с ее молодыми примами доступными и милыми ролями.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков