Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Воспоминания о неизвестном

Дни венца Александра фон Цемлинского в Москве

Русский Телеграф / Суббота 12 сентября 1998
"Разве я не венец? Разве не самый что ни на есть настоящий во всех отношениях?"
Композитор Александр фон Цемлинский -- определенно, самый что ни на есть. Во всех отношениях. Родился в Вене, имел здесь первый успех, возвращался, дружил с Шенбергом и Малером, пережил несчастную любовь к Альме Шиндлер, ставшей малеровской женой, почти во всяком своем сочинении находил место венскому вальсу или его призраку и перед смертью в Америке в 1942 году пожелал, чтобы и прах его был похоронен в Вене. В городе, который ждал возрождения своей музыкальной славы почти что век и дождался, в чем ему помогли не только знаменитая святая троица "нововенцев" Арнольд Шенберг, Антон Веберн и Альбан Берг, но и позднее позабытый Александр фон Цемлинский. Стравинский называл его лучшим из дирижеров (его моцартовские интерпретации и постановки современных опер ошеломляли Вену, Прагу и Берлин), баварский принц изумился таланту композитора, когда тому было еще только двадцать пять лет, а будущий разрушитель тонального музыкального языка Шенберг учился у него контрапункту внимательно и усердно.
Все озарения, всю нежность, простоту и элитарность Александра фон Цемлинского сперва отменил национал-социализм, а потом совсем затерло время. И в тесном промежутке между гигантизмом поздних романтиков вроде Малера или Рихарда Штрауса и новациями ХХ века имя Цемлинского оказалось вздохом, паузой. Но в последние годы, когда болезнь "конец века, конец тысячелетия" начала приобретать острые формы, а нежность ко всему забытому, выставленному веком из парадных залов на задворки переросла в истовую любовь, это имя стало вдруг необыкновенно актуально. Европейские театры что ни сезон ставят его имевшие когда-то оглушительный успех или, напротив, не ставившиеся, даже незаконченные оперы, а деятельность Фонда Цемлинского при венском "Обществе друзей музыки" -- буквально нарасхват.
В программке московского мини-фестиваля из музыки Цемлинского практически все сочинения помечены звездочкой -- первое исполнение в России. Но, как ни странно, здесь существует вполне заметный круг его утонченных почитателей или просто любопытствующих. Здесь Цемлинский -- композитор-загадка, дедушка новой венской школы, человек, открывший ХХ век, новая интрига или западная мода.
Собственно, центр программ мини-фестиваля -- экспрессионистский "Карлик" по Оскару Уайльду в концертном исполнении -- событием, как ни жаль, не стал. Вся утонченная строгость и стройность музыки вместе с текучестью фразировки, летящими интонациями и красотой изысканной гармонии ушла в толстые партитуры, в которые исполнители почему-то стеснительно уткнулись носами. Исполнение "Карлика" без начала и финала оказалось скорее корректной и доходчивой передачей информации. Не более. А самым ярким впечатлением так и остался первый вечер с ранней музыкой Цемлинского -- то возвышенной, но без высокопарности, то простодушной, но без наивности -- в исполнении Татьяны Куинджи и Юрия Полубелова, передавших странную, нестойкую эмоциональную атмосферу маленьких песен и фортепианных пьес Цемлинского. Мелочей, сделанных строго и просто, изумительно красиво, мелочей, в которых на крохотное мгновение, посреди почти традиционного течения фраз, вдруг обнаруживается нервная оторопь -- то, что принято именовать "предчувствием грядущих катастроф".
Два концерта, видеопоказ западных постановок опер Цемлинского в Музее кино, устроенный Алексеем Париным, и мини-симпозиум о творчестве композитора (два доклада венских ученых Хартмута Кронеса и Сильвии Каргль) дали возможность собственными глазами увидеть европейскую любовь, собственными ушами услышать камерно-вокальную музыку Цемлинского, фрагмент его оперы "Карлик" (ее играли в Самаре в 1996 году) и удивиться тому, как из позднеромантической взвинченной красоты раннего Цемлинского возникает графичный, напряженный и холодный экспрессионизм позднего, как из девятнадцатого века мучительно прорастает двадцатый. Редкое удовольствие -- с одной стороны, и специфические ощущения -- с другой. Словно присутствуешь при родах. Причем того, что сегодня уже, считай, умерло. Очень интригует. И как бы публика ни относилась к чужим предчувствиям, шапочное знакомство с чужими тайнами и модами никогда еще никому не мешало.
ПОДПИСЬ ПОД ФОТО:
Александр фон Цемлинский. 1919
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков