Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Заговор вкуса

В танцевальном катании царят русские и безвкусица

Русский Телеграф / Пятница 20 февраля 1998
То, что я увидел в рассветный час на канале РТР, заставило вспомнить утреннюю репетицию Академии русского балета в Мариинском театре. Репетировали акт "теней" из балета "Баядерка". Меня поразили приличные физические данные и форма школьного кордебалета. С расспросами о причинах столь очевидного прогресса я обратился к педагогам академии и репетиторам Мариинского. Ответ был неожиданным: "Фигурное катание вышло из моды. Родители снова стали приводить своих отпрысков на улицу Росси". Добавлю: фигурное катание настолько вышло из моды, что для того, чтобы посмотреть на общедоступном ТВ произвольную программу в когда-то самой репрезентативной категории -- спортивных танцах, нужно волевым усилием поднять себя в семь утра. Так что мое глубокое разочарование увиденным можно смело отнести к тому, что я попросту не выспался. Впрочем, все-таки не одним этим.
Эстетика сегодняшнего танцевального катания -- это балет 70-х годов. Если конкретнее, это Брянцев и Эйфман. Как правило, это означает бессвязность хореографического текста, усиление акробатической составляющей в ущерб прозрачности танцевального рисунка, конечно, дурная литературность и педалирование вульгарных страстей. Дурной балет вытеснил из ледовых танцев саму их поэтику -- качество и манеру скольжения по льду. Сегодняшние танцевальные пары титаническими усилиями пытаются от этого самого льда оторваться. Идет отчаянное состязание за то, кто дольше (и в наименее удобной позе en tournant) зависнет в воздухе. Танцевальные пары бодро шагают (увы, не скользят) в сторону спортивного катания, преподнося как изобретение то, что уже изобретено и является смыслом выступлений фигуристов совсем другого амплуа.
Исчезла танцевальность, а с ней размылись и формы танца (все то же самое вы увидите и на балетной сцене). Мы помним легендарных Пахомову и Горшкова. Характеристики их танца всегда были ясно очерчены: когда они танцевали танго -- это было именно танго, если они танцевали джайв -- это был именно джайв. А смыслом их произвольных программ становились поиски уникальных характеристик опять же танго, джайва, вальса.
Единственной парой в Нагано, у которой можно было обнаружить хоть какую-то танцевальную линию, были Ирина Лобачева и Илья Авербух. Забавно, но, болтая им под ноги, комментатор впервые назвал имя хореографа. Им -- ирония судьбы -- оказался Фокин (пусть не Михаил). Символично и то, что пара эта оказалась в результате пятой. Как воспитанная советская публика ходит в балет не за танцами, а за страстями, так и судьи-оценщики не желают видеть в ледовых танцах танцы.
Тренер канадской пары Шэ-Линн Бурн -- Виктор Краатц, советская метресса Наталья Дубова после исполнения оригинального танца устроила скандал. "Совершенно очевидно, что большинство судей действует в сговоре с русскими. Они явно опасались потерять золото, поэтому отодвинули мою пару настолько, чтобы от нее уже ничего не зависело", -- заявила Дубова в интервью американской телекомпании NBC. С ней можно согласиться ровно наполовину. Налицо заговор, но он лишен национального окраса. Это заговор вкуса. Его носителями являются и русские, и канадские тренеры, и сами судьи. И то, что судьи коронуют Грищук--Платова, а не Лобачеву--Авербуха, означает только то, что между балетом Эйфмана и балетом Баланчина они выберут первое. Лобачева и Авербух, конечно, не представляют хореографию Баланчина. Просто они дальше от Эйфмана, чем Грищук и Платов.
С уходом в историю английской пары Торвилл -- Дин исчезла и главная интрига: противостояние английского аристократизма и русского артистизма. Это противостояние не только напрягало ситуацию, но и заставляло фигуристов кристаллизовать манеру: с одной стороны, невозмутимое и шикарное скольжение Торвилл и Дин, с другой -- страсть и пикантность Пахомовой и Горшкова (при том что англичане были прекрасными артистами, а русские -- отличными танцорами, пусть и без великой хореографии).
Не знаю, что произошло с английской школой и куда подевались ее представители. Во всяком случае, сегодня на льду Нагано празднует триумф советский балетный театр образца 70-х. И надо сказать, что фигурное катание оказалось единственной сферой, где этому эстетическому казусу удалось не только завоевать мировые подмостки, но диктовать и моду, и правила игры. В танцевальном катании советский стиль стал интернациональным. Французская пара Марина Анисина -- Гвендаль Пейзера, занявшая третье место, ничем не отличается от серебряных Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова. У одних больше неудачных port de bras, у других -- меньше, что, видимо, и объясняет олимпийскую итоговую расстановку. Великие артисты исчезли -- осталась скверная хореография.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков