Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Моцарт был тщедушный поп-идол с завидной творческой потенцией

Видимо, это самое верное представление о нем. Во всяком случае, очень убедительное. И в этом убеждали собравшихся в Большом зале Петербургской филармонии немецкий дирижер Лео Кремер и Камерный оркестр Филармонии. Прозвучали Концерт для флейты и арфы с оркестром, 35-я симфония ("Хаффнер") и Коронационная месса.

Русский Телеграф / Пятница 30 января 1998
Все это произведения ранне-среднего периода. От более поздних они отличаются (кроме Симфонии) разреженностью мысли, обилием воздуха в легкой незатейливой оркестровке, великосветской общительностью. Не любил Моцарт ни арфы, обладавшей тогда более чем скромными гармоническими возможностями, ни флейты. Но прогнулся перед парижским герцогом де Гином -- и написал для него с дочерью вполне пустой обаятельный концерт. Флейтистка Марина Ворожцова и арфист Андрес Измайлов тщательно озвучили эту ладно скроенную пустоту, хотя последнему иногда недоставало точности в быстрых пассажах. Впрочем, это почти следовало из чисто клавирной партии арфы. Не утерпел пианист Вольфганг и показал герцогской дочке, на каком неуклюжем инструменте она играет.
Хаффнер-симфония, зрелый шедевр, богата лаконическими речениями и очень сжата по форме. В общем, мужественна. Так мне казалось, но кремеровский dolce stil nuovo разом развернул мужа в сторону мальчика. Те же сладостные придыхания, тот же абсолютно расслабленный струнный звук и та же неагрессивность: мы тут чего-то наигрываем, если хотите, послушайте. Как в XVIII веке. Совлекая с этих нот покровы не только академического дирижерства, но и современного "аутентизма" в лице Брюггена, Гардинера, Арнонкура, Кремер придал фразам струнных, тягучим нотам дерева и вкраплениям меди нежность, направленную в никуда. А точнее -- на самого себя, Вольфганга-Амадея-Нарцисса Моцарта. Темпы сдержанны, речь тиха и предельно отчетлива.
Все это не годилось для воинствующего католицизма. Для Коронационной мессы, для злого зальцбургского хозяина. И куда вся музыка подевалась, чтоб только архиепископ был доволен! Скука в том, что Моцарт отписал совершенно светские ноты для исполнения в соборе -- в каковом качестве они и раздражали попов -- а мы в безбожном зале Дворянского собрания слушаем их как духовную музыку. Спасибо певцам-солистам, которые сразу избавили от этой иллюзии. В соборе не поют фальшиво, плохим звуком и не вместе. Сопрано Маргарита Алавердян, меццо Лариса Селиверстова и, в меньшей степени, бас Владимир Герасимов тут же вылетели бы со службы упомянутого прелата, запой они подобным образом. Только Борис Карандасов звучал точно и кое-где даже стильно, что оказалось очень кстати: сопрановая и теноровая партии несут основную тяжесть в сольных эпизодах. Хор Lege Artis опять, как и в баховских Страстях 14 декабря, навалился на нежнейший оркестр. Ну почему наши хоры не могут петь громко и чисто? Пели бы потише -- глядишь, и с оркестром баланс вышел бы. Прямой звук, местами переходящий в ор, губил всю нехитрую полифонию, где она имелась, и вконец опрощал музыкальную материю. Кто знает, отчего Маленький Моц писал в мессах и литаниях такие сладкие арии? Оттого ли, что его преосвященство имел тайным пороком любовь к опере? Может, оттого, что хор у него в соборе был нехорош и ученая итальянская полифония пропадала? Наверно, и уволен-то композитор был за раздражающе тупое пение местного хора, в один прекрасный день съевшего весь честный контрапункт в очередной мессе.
Увертюра к "Волшебной флейте", открывавшая программу, в итоге вместе с Симфонией и осталась в короткой памяти вашего рецензента. Лео Кремер и Камерный оркестр Филармонии создали шедевр, образец изысканной слабеющей речи. Никакая не эзотерическая мощь, а томление и "болезнь к смерти" -- оттого, что тело сожжено уже алхимическими душевными парами. Самая поздняя пьеса, сыгранная первой, ретроспективно отменила всякое дальнейшее - флейтово-арфовое и хоровое -- кипение жизни. А ведь в отчетном концерте жизнь с Моц-Артом была прекрасна.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков