Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ностальгическое и танцы

Ансамбль старинной музыки Hortus Musicus на фестивале "Nord-West в Москве"

Русский Телеграф / Среда 29 октября 1997
Сделав скидку на величину Рахманиновского зала консерватории, отметим сразу: в сравнении с концертом Гидона Кремера в Большом зале на фестивале "Норд-вест" здесь и аншлаг был больше, и атмосфера витальней, праздничней.
Ностальгия в квадрате -- искусство ностальгии по старинному в творчестве ансамбля "Хортус музикус" помножено на ностальгию по нему самому. А также по временам, когда изящное искусство тоски по прошлому понималось отчасти как бегство, отчасти как сопротивление.
Ансамбль во главе с Андресом Мустоненом в Москве давно не играл. Три года назад их можно было услышать в элитарно-клубной обстановке Пушкинского музея на "Декабрьских вечерах". Но там и публика числом ограничена, и в утонченно-романтическую, возвышенно-авторскую эстетику ансамблю, с его любовью к анонимности и коллективности, не удалось вписаться без потерь. Нынешние гастроли наконец стали событием, спровоцировав воспоминания о детстве российского аутентичного исполнительства.
Первый концерт "Хортус музикус" дал 1 октября 1972 года в Таллине. С 1974 г. он принадлежит таллинской филармонии. За это время нажито семь коллекций старинных костюмов, собрание аутентичных инструментов, наиграно 2 тысячи концертов. Если в конце 60-х -- начале 70-х грациозный тон и бодрую поступь аутентичному движению задавал московский "Мадригал", то к началу 80-х в авангарде оказался "Хортус". Он был немного заграничный, немного свой, что придавало ему элегантности и загадочности. Он идеально совместил два пафоса движения -- очарования добаховской эпохой и апелляции к текущему времени (невозможности больше жить в железных лапах классицистско-романтического штампа). В 80-е "Хортус" играл по 100 концертов ежегодно. Сегодня исполнительский пыл "Хортус музикус" поумерился. Наверное, за 25 лет существования ансамбль не мог не музеефицироваться. Что он и сделал: теперь концерты на 90 процентов состоят из давно и хорошо наигранных программ. Но мало кому из некогда актуальных удавалось канонизироваться так ненавязчиво и с таким достоинством.
Ансамбль практически полностью сохранил состав, став меньше, но избегнув участи проходной комнаты или школы для начинающих и совершенствующихся. Сохранил исполнительский уровень, что многие из видевших ансамбль лет двадцать назад этим вечером обнаружили с удивлением. Ему всегда был свойствен европейский исполнительский тонус -- и сегодня в представлении "Хортус музикус" нет ни намека на усталость, ни автоматической работы на канонический имидж. Делая ровно то же, что и 25 лет назад, вплоть до умения на бисовке завести публику (неприхотливый ритм испанской мелодии дружно выхлопывается всем залом), ансамбль чудом обходится без напряжения и неприятного привкуса самоповтора.
Аутентичное исполнительство вообще перепутало все карты в игре "старое -- новое", сделав ее по-настоящему азартной. С конца 60-х старинная музыка стала играться на фестивалях современной, а "старинщики" -- нянчиться с современными малоприкаянными композиторами. "Хортус" полюбил Арво Пярта (бывшего авангардиста, с середины 70-х -- неотрадиционалиста), Пярт отвечал взаимностью. И отвечает до сих пор, давно обретаясь в Германии в качестве культового композитора и, кажется, совсем забыв о невероятных приключениях поставангарда в СССР.
"Хортус музикус" и Арво Пярт ведут совместную работу по разработке новых версий пяртовских сочинений. По словам Андреса Мустонена, вся хоровая музыка Пярта когда-нибудь будет переложена для старинных инструментов. В Рахманиновском зале ансамбль представил версии "Магнификата" и "Двух славянских псалмов", один из которых появился в полностью инструментальном облике (тембровая красота старинных духовых и маленького органчика сделала его похожим на картину приглушенных от старости, но неповторимых красок, непритязательной, но милой композиции), другой -- в экстравагантном сочетании вокальных (со старославянским текстом) и инструментальных (с яркими струнными) партий. Православная традиция инструментальность не балует. Так "Хортус" выдвинул два эффектных аргумента в пользу того, что традиция для Пярта -- не материал для точной реконструкции, но пространство обаятельной культурной игры.
На вопрос, отчего такая нетрадиционность, Мустонен ответил: "Для красоты". То же справедливо и для ансамбля. Аутентика -- старинная музыка на старинных инструментах -- в оптике академической традиции виделась чем-то вроде рок-музыки. Здесь узаконены импровизационность, театральность и универсализм. Здесь действуют иные типы профессионализма и артистизма. Манера строить из набора сочинений композиции (любимая актуальным искусством) освоена ансамблем "Хортус музикус" блестяще. В Рахманиновском таких исполнительских композиций было три.
Первая -- "Средневековая музыка и Арво Пярт" со всеми вытекающими из этого сопоставления, с роскошным обрамлением из средиземноморских, с арабской поступью истампитт (напоминающих этнические Passions Питера Гэбриэла), с грациозной начинкой из французской музыки и популярных "Трех песнопений из Piae cantiones". Вторая -- "Музыка итальянского, английского и испанского Возрождения", похожая то на Led Zeppelin, то на Стива Райха. С канцоной Джованни Габриели в качестве инструментальной увертюры: хиты старинной музыки, так же как современные, легко играются различными составами, каковой практике не чужд и Пярт. С движением от камерного итальянского эстетства к театральному шуму и гаму в маленьком цикле The Grey's inn Masque. Третья -- мастеровито выстроенное целое. От метафизики танца до магии рок-концертного соучастия. После концерта кто-то из непосвященных спросил в рок-терминах и радостно: "Это что, какая-то крутая группа?". "Хортус-музикус" остаются рокерами и в почтенном возрасте.Что же касается фестиваля "Норд-вест", общественно-политическая акция оказалась на редкость эстетичной. Стало известно, что уже сейчас начинается подготовка следующего феста. И пусть он тоже выглядит так, будто сделан для красоты. Исключительно.

Современные русские композиторы: Арво Пярт
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков