Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Вдохновляя семечки

Сэр Питер Максвелл Дэвис, композитор и дирижер

Русский Телеграф / Среда 10 декабря 1997
Очередной концерт фестиваля английской музыки, организованный Российским национальным оркестром совместно с Британским советом, представлял очевидный энциклопедический интерес. Лакомый кусок для любознательных -- музыка и дирижерское искусство сэра Питера Максвелла Дэвиса, официально признанной фигуры номер один в современной британской музыке.
Фраза "От Элгара до Максвелла Дэвиса" все время звучит в фестивальных речах и аннотациях. Британская музыка конца XIX -- XX вв. представляется тем более живой и достойной внимания, чем живописней и рельефнее сегодняшняя картинка. Именно ее и репрезентирует вдохновенный сэр Питер -- автор более двухсот сочинений (в том числе концертов, симфоний, балета "Саломея", камерных опер "Маяк" и "Страсти св. Магнуса", взрослой оперы "Тавернер и Воскресение" и детских -- "Золушка" и "Два скрипача"), к тому же активно работающий как дирижер.
В 60-х сэр Питер (р. 1934) в паре с Харрисоном Бертвистлом оказались главными наследниками европейского авангарда на островах. Ансамбль, организованный этой культовой парой, назывался "Пьеро исполнитель". Потом их пути разошлись, хотя оба играют первые роли в представлении "Современная музыка Британии".
Как полагают сами британцы, и что хорошо слышно и чужестранным, даже невооруженным ухом, уникальность сэра Питера Максвелла Дэвиса заключается в счастливом союзе вдохновленных Европой сверхсложных композиторских техник и островной свежести, ненормативности, колоритности. Даже абстрактные писания маэстро -- театр. В то время, как постшенберговская музыка ассоциируется у широкого слушателя с заумью (мила она сердцу или вовсе нет -- уже другой вопрос), театр Максвелла Дэвиса утешает, успокаивает, радует и примиряет. Выходит, что сэр, отнюдь не будучи новатором, оказывается трогательно актуальным.
Предваряя каждое свое сочинение в концерте Российского национального оркестра развернутым, не менее театральным, чем собственно музыка, комментарием, сэр Питер настаивал: "Помните! Я сочиняю в уединении, окруженный только штормами, сжатыми скалами и спиралевидными моллюсками! Я вдохновляюсь природой!" Что может быть трогательнее, чем углядеть в абстрактном рисунке современной звуковой ткани пейзаж, расслышать шум ветра, почувствовать соленые брызги. Так детей учат слушать музыку -- представлять себе лесок, солнышко, тучку. Слушая сэра Питера, сжатые скалы и спиральку-моллюска можно было представить себе очень отчетливо.
Хотя манера Максвелла Дэвиса явно далека от европейского неоромантизма, в звучащих вполне современно, технично и адекватно опусах сэра композитора-живописца (если не иллюзиониста) оживает, казалось, усопшая с концом романтизма звукоизобразительность -- слышатся тонко сработанные, хорошо вписанные в абстрактную ткань крики чаек (это св. Франциск Ассизский, помещенный автором в родную Шотландию, поговорил с птицами, и они улетели) и штормовые раскаты. Припоминается Вагнер и Римский-Корсаков, а скалы с моллюсками похожи на Стравинского. Еще более мила любовь композитора к родине. Кроме отправленного в Шотландию Франциска (Концерт для трубы с оркестром в исполнении знаменитого трубача Джона Уоллиса, основателя ансамбля "Вэллейз коллекшн" и профессора Королевской академии музыки прозвучал в сольной части качественно и в оркестровой сонливо, так что материал показался вялым и мутным, как вода в омуте, если пользоваться экологическим языком маэстро), у сэра Питера Максвелла Дэвиса имеется множество реальных воспоминаний о родном местечке Оркни, коими он исправно вдохновляется.
"Кукурузная межа: Пляски Макдоналда" для скрипки и оркестра, настоянная на старых традициях вдохновлять семена на произрастание плясками, так же экологически чиста и свежа, как "Свадьба в Оркни", пропитанная свадебной традицией напиваться до чертей в глазах. "Серьезные" писания Максвелла Дэвиса -- тоже чувственны и милы. Соразмерные формы, выразительный материал. Упоительная трехчастность с тихими вступлениями и эффектными кодами, тембровое остроумие. Все про дом, природу, детство и текущую современность. Экологическую, примирительную.
Об исполнителях: концертмейстер скрипок плетневского оркестра Алексей Бруни, солировавший в "Плясках", очень старался, но оказался начисто лишен каких бы то ни было артистизма и сольного обаяния. Сам оркестр был сонлив в первом отделении и участлив, выразителен во втором, где звучала Пятая симфония (впрочем, струнные посапывали и в финале, а медные духовые бодрились с самого начала). Трубач Джон Уоллис был скор на ломкие пассажи и внимателен к звуку -- красивому, чистому и однообразному. Сэр Питер Максвелл Дэвис-дирижер оказался также обаятелен и не самобытен, как его творения: он точен, пластичен, хорошо говорил и уморительно пританцовывал.
Было ясно, что воспоминания о свадебной церемонии, после которой в Оркни родился первый за 32 года младенчик, его завораживают. Да и музыка сэра Питера на фестивале РНО показалась таким же -- если не первым, то все равно милым -- розовым младенцем, родившемся, наконец, после долгих лет взаимной неприязни передовой зауми и консервативных пейзажно-театральных стилистик.
Подпись под фото:
Сэр Питер Максвелл Дэвис и его волынщик -- если верить музыке, совсем такой, как в деревушке Оркни
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков