Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

World Ballet Star стала в Петербурге Ниной Ананиашвили

Звезда Мирового Балета провела два дня в Петербурге

Русский Телеграф / Четверг 18 сентября 1997
День первый. На пресс-конференции в отеле "Невский палас" притихшие журналисты с изумлением узнали от представителя петербургского филиала Альфа-банка, что являются свидетелями события чрезвычайной важности: "звезды русского балета не часто приезжают в этот город" (Петербург, Ленинградской области). Скромное возражение с галерки, что, дескать, пардон, многие из них живут в этом городе, а некоторые и вовсе на соседней улице, осталось без внимания -- зам. пред. правления филиала молотил челюстями с такой скоростью, что хотелось, наконец, выяснить, неужели и он предпочитает жевательные резинки "Ригли-сперминт", "Дабл-минт" и "Джуси-фрут-без-сахара"?
Звезда Мирового Балета была рядом. Одета практически безупречно (маленький диссонанс -- величина и характер нательного креста -- побудил клерикальную иерусалимскую журналистку поинтересоваться, не католичка ли Звезда Мирового Балета). Взгляд уверенный. Говорит не очень много и без лишнего интеллектуализма: маньеризм -- это когда манерно, прелести -- когда прелестно (о названии балетика "Прелести маньеризма").
День второй. Александринский театр. Второй акт "Жизели". Сказать что-то внятное о том, как танцевала Звезда Мирового Балета, сложно. Текст вроде делала -- не очень выворотно, не высоко, не далеко, не широко, не глубоко. Бровки домиком, пухлые щечки неподвластны годам -- мало мне приходилось встречать балетных барышень с таким очевидным отсутствием пластического personnalite. Особенно в "Жизели".
Премьер Большого театра (так написано в программе) Сергей Филин перемещался по сцене, словно опасаясь, что под ним внезапно разверзнутся древние люки императорского Александринского театра, или он повредит свои аккуратные конвертируемые стопы о кем-то коварно рассыпанное битое стекло (синдром Нижинского?). Приличные "данные", приятный экстерьер (впрочем, на любителя), отменная выучка, ноль артистизма -- будто на школьном выпускном экзамене.
Муку второго акта "Жизели" помогла выдержать прима-балерина (так написано в программе) Мариинского театра Татьяна Терехова в своей коронной и неувядающей Мирте. Она и спасла это странное зрелище от сползания в яму фабричной художественной самодеятельности. Публика активно аплодировала, некоторые кричали "браво". В антракте балетоманы старались не смотреть друг другу в глаза.
Во втором отделении картинка улучшилась. Прелестные черно-белые костюмчики от Михаила Махарадзе (я протестую только против явно лишней черной перчатки!) украсили прелестный рокайльный квартет (причем здесь маньеризм?), но не смогли скрыть отсутствие подъемов и эластичных стоп у женщин (у мужчин, особенно Филина, со стопами лучше).
Это тем более досадно, что историческая миссия Алексея Ратманского, юного автора "Прелестей маньеризма", коего нам с недавних пор предлагают в качестве надежды русского балета, как раз и заключается в том, чтобы напомнить российской публике и русским артистам, что танцуют вообще-то ногами.
Что предложила надежда русской хореографии? Грамотный, довольно музыкальный, не слишком изобретательный и без особого мозгового напора (все-таки Куперен в транскрипции Рихарда Штрауса) аккуратный пост-баланчинский тренинг. Три года танцев по контракту в Королевском Виннипегском балете не прошли даром: от русского балета здесь осталась разве что любовь к "танцам для лица", как выразился мой остроумный балетный приятель.
Умом я, конечно, понимаю, что так и надо. Что если и есть сегодня в России хоть какой-то балетмейстер, так пусть он лучше сочиняет именно так -- все-таки это не бесформенные антихудожественные драмбалетные страсти в стиле Эйфмана. Но сердце шепчет иное -- если его (балетмейстера) здесь нет -- ну и бог с ним. Зачем постбаланчин, когда есть просто великий Баланчин, которого ни артисты здесь не танцевали, ни публика не видала.
И последнее. Нина Ананиашвили объявила себя (или ее объявили) Звездой Мирового Балета. Что это такое -- понять трудно. Космополитический академизм? Среднестатистический "батман тандю"? Есть элегантные, филигранные этуали парижского балета; есть добропорядочные пухлые леди английского королевского балета; есть бидермайеровские статуэтки датчанина Бурнонвиля; есть героические стахановцы Большого балета; есть анархистка Сильви Гиллем; есть, наконец, просто Ульяна Лопаткина. У всех есть имя, есть и конкретный художественный адрес. Все они не идеальны, но их изъяны, отклонения и чрезмерности и есть факт их культуры.
Звезда Мирового Балета -- это что-то вроде Этуали Виртуальной Реальности. Звезду Мирового Балета невозможно увидеть, ее нельзя потрогать руками, прикоснуться губами к ее влажной загримированной щеке. Звезда мирового балета -- это мерцающие в мониторах сплетни всемирного Internet'a, это магнитное изображение в PAL-SECAM, это сканер и фильтры Photoshop'а журнальной обложки. В лучшем случае, Звезда Мирового Балета -- это плод бредовых фантазмов ненормальных фанатов, любящего мужа или обожающей мамаши.
Звезда Виртуального Балета совершила системную ошибку -- на глазах у вредной петербургской публики она появилась на пыльной сцене Александринского театра в лучах дурного света, в окружении "левого" кордебалета и своих небезупречных, но, в общем-то, живых партнеров. И -- декодировалась. То есть превратилась в Нину Ананиашвили. А значит, перестала быть Звездой Мирового Балета.
Благотворительный спектакль "Жизель" в Александринском театре был приурочен к открытию в Санкт-Петербурге филиала Альфа-Банка. Вырученные средства банк передал на реставрацию храма Спаса на Крови.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков