Театральная критикаГородок в табакерке"Хаширигаки" швейцарского театра Види-Лозанн Э.Т.Е., показанный в Москве в рамках Всемирной театральной олимпиады, из тех представлений, что "говорят о непонятном". Недаром его включили не в основную, а в экспериментальную программу форума. Тем не менее спектакль показывали не в камерном пространстве, а на Большой сцене Театра им. Моссовета. И все три вечера гигантский зал был переполнен.Известия / Понедельник 21 мая 2001 Режиссер Хайнер Геббельс выстроил на сцене игрушечный мирок с картонными небоскребами и автобусами, фантастическими насекомыми и светящимися аквариумами. Три актрисы, занятые в представлении, произносят много фраз, намекающих на что-то значительное, но на поверку ничего не значащих (в спектакле использованы фрагменты текстов Гертруды Стайн). Изъясняться с помощью музыки гораздо удобнее. Актрисы, по совместительству отличные музыкантши, то и дело берутся за вибрафоны, синтезаторы, терменвоксы и этнические японские инструменты. Музыкальные интонации уравниваются в правах с интонациями речевыми.
В ладах с ласковыми мелодиями цвето- и светомузыка. Разноцветные закаты и восходы, ночи, исчирканные неоновыми каракулями, -- такое возможно лишь в Зазеркалье. Абстрактный спектакль Геббельса вспоминает и парадоксы Льюиса Кэррола, и уют андерсоновских сказок. Похожи героини "Хаширигаки" и на героя сказки Одоевского, оказавшегося внутри диковинного механизма. Все рассчитано до микрона: даже случайности кажутся запрограммированными.
"Быстро рассказывать, быстро писать" -- так переводится с японского название спектакля. А для русского уха звучание "Хаширигаки" напоминает перекатывание ракушек. Словно морские диковинки, аккуратно выстраиваются в ряд изящные эпизоды. Порою кажется, что режиссер демонстрирует коллекцию изысканных приемов и приемчиков. Но Шарлотт Энгелкас, Мари Гойетт и Юмико Танако играют совсем не кукольные истории о согласии и соперничестве, о забытье и пробуждении. "Хаширигаки" Геббельса одурманивает театральной иллюзией и провоцирует зрителей к сотворчеству. "С точки зрения обывательской эрудиции не каждый индивидуум способен переживать парадоксальные эмоции" -- это не фраза из учебника, а модная молодежная скороговорка. Похоже, благодаря театральной Олимпиаде таких индивидуумов будет все меньше.
|