Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Памятник неизвестному кастрату

Суперзвезда современного вокала, покорительница первых мировых сцен, обладательница "Грэмми", изощренная и кассовая виртуозка, 34-летняя римлянка Чечилия Бартоли триумфально выступила в Большом зале консерватории.

Известия / Понедельник 07 мая 2001
За день до выступления Чечилия Бартоли, одетая в брючный костюм, кряжистой походкой вышла на сцену Большого зала, наградила неотразимой улыбкой ожидавших ее журналистов и обвела столетние своды взглядом, в котором сквозила смесь благоговения и испуга: да, эта махина на 1700 мест -- не миниатюрный итальянский театр, где барочные колоратуры изливаются и резвятся в своей родной стихии. Однако сутками позже этот же зал стоял на ушах, не желая отпускать новую любимицу со сцены. В общем экстазе тонули озадаченные реплики меломанов. Диапазон суждений -- от "Знаем, аутентистов лучше слушать в записи" до "Голоса нет, а как поет!"
При своем ничтожно маленьком голосе (иной раз его просто не слышно даже в середине партера) Чечилии Бартоли удалось сделать фантастическую и абсолютно оправданную карьеру. Выучившись в Риме и успев поработать с Караяном, она вскоре попала в руки к видному специалисту по старинной музыке Николаусу Арнонкуру, а затем пела как с дирижерами мейнстрима -- Шолти, Аббадо, Шайи, Мути, Рэттлом, Синополи, Ливайном, Баренбоймом, так и с аутентистами Хогвудом, Кристи, Якобсом и лучшими аутентичными ансамблями вроде Il Giardino Armonico, с которым был записан успешнейший вивальдиевский диск.
Дитя интеллектуальной эпохи, Бартоли изучает забытую музыку барокко и классицизма, разрабатывая вместе с музыковедами достоверные вокальные стили. Она не выступает с поп-звездами и не поет на стадионах, а в репертуаре редко выходит за пределы XVIII века (хотя, конечно, находит блестящее применение своему колоратурному меццо в операх Россини) -- тем не менее ее диски расходятся рекордными тиражами. Московский концерт объяснил этот феномен сполна: при всей стилистической искушенности в искусстве Бартоли нет никакой рафинированности -- она обращается к публике открыто, радостно, смачно, по-простецки: ее артистическому обаянию нет границ.
В Большой зал Чечилия Бартоли привезла свое новое увлечение -- репертуар кастратов. Мы, по совести, не знаем, как звучала итальянская опера XVIII века, где царили кастраты, исполнявшие и мужские, и женские роли. Сегодня сотни оперных партитур лежат мертвым грузом: ни контратенора, ни женские голоса не в силах справиться с диапазонами и невероятной подвижностью этих партий. Чечилии Бартоли это оказалось под силу: скорость, четкость и точность, с которыми она выпевает гаммы, арпеджио и репетиции, свобода, с какой она перемещается из низкого регистра на высоты колоратурных сопрано, ошеломляют. Это немножко цирк или спорт, но не только: Бартоли вживается в оперных героев Вивальди ("Оттон на вилле", "Баязет", "Гризельда", "Фарначе") и Глюка ("Корона", "Милосердие Тита", "Антигона" -- малоизвестные оперы его итальянского периода) так, что, кажется, им не хватает только шлемов, мечей и сандалий. Пение Бартоли ставит памятник той утраченной эпохе европейской культуры, когда искусственная виртуозность, ради которой совершалось вмешательство в природу поющего человека, понималась как инструмент для высшего выражения страсти, гнева, веры и любви.
Вместе с Бартоли в Москву приехала Берлинская академия старинной музыки -- 17 человек, струнники с лютней, клавесином, фаготом и виолончелями без шпилей, ансамбль высочайшего класса, играющий сухим, отточенным, почти безвибратным звуком. Чтобы дать звезде отдохнуть, они исполнили два концерта Вивальди, прозвучавшие на нынешний слух как современный минимализм, и увертюру Глюка, где добавились пара слабеньких гобоев и пара неуклюжих натуральных валторн.
Организовал концерт известный московский устроитель Владислав Тетерин. В Москве для всего требуются особые идейно-финансовые схемы, и Бартоли пела не просто так, а в рамках программы "Звезды мира -- детям", которую проводит некоммерческий благотворительный фонд "Мир искусства" для детей-инвалидов, а поддерживают ее правительства РФ, Москвы, патриарх, ЮНЕСКО, ММВБ и еще куча попечителей. Если обсуждать только художественные, а не гуманитарные достоинства программы, то до сих пор они оборачивались пышной показухой на Соборной площади или в Гостином Дворе с пением через микрофоны и обязательным участием экс-звезды Монтсеррат Кабалье. Концерт Бартоли -- первая полноценная художественная акция в рамках программы. Стоит оценить: Тетерину удалось разрекламировать певицу, известную только искушенным покупателям дорогих компакт-дисков да еще с абсолютно непопулярным репертуаром, настолько, что были раскуплены почти все билеты, стоившие (за исключением второго амфитеатра, отданного опекаемым детям и примкнувшей к ним шустрой публике) от тысячи до десяти тысяч. Многие бедные меломаны на Бартоли не попали, что жаль. Но и за границей послушать Бартоли за небольшие деньги можно разве что с галерки Метрополитен-оперы. Страшно подумать, как звучит там ее крошечный голосок. Однако все правильно: просто искусство феноменальной итальянки -- для старинных театров и палаццо, а не для больших залов. Формат ее искусства -- не наш демократический формат. Мы должны построить маленькие, акустически комфортные и престижные залы, а потом обзавестись деньгами на билеты -- это и есть дело будущего.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков