Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Звуки Пасхи

Исполнением "Страстей по Иоанну" Баха открылся пятый фестиваль "Osterklang Wien" -- один из регулярных музыкальных фестивалей, проходящих в австрийской столице.

Известия / Четверг 12 апреля 2001
Приехав в Вену, трудно не попасть на какой-нибудь музыкальный фестиваль -- они идут, сменяя друг друга. Позади "Зимние грезы", в разгаре "Звуки венской Пасхи". Не успеют они отзвучать, как начнется Весенний фестиваль (вся вторая половина апреля). Перерыв на майские праздники -- и открываются знаменитые Венские фестивальные недели, которые продлятся аж до середины июня. Летом меломану тоже не отдохнуть: успевай бегать между KlangBogen, Фестивалем джаза и Фестивалем современного танца "Im Puls Dance". Сентябрь-октябрь -- долгожданная разгрузка, а потом -- фестиваль современной музыки "Wien modern". В следующем году -- все по новой.
Для туриста фестивали -- единственная возможность услышать, скажем, Венский филармонический оркестр, лучший в Европе: на обычные его концерты абонементы разобраны подчистую и передаются местными слушателями из поколения в поколение. Кроме того, на фестивали приезжают лучшие силы со всего мира, но не с чем попало, а только с тем репертуаром, что вписывается в конкретную фестивальную концепцию. Впрочем, фестиваль "Osterklang" нанизывает на сюжетную ось Страстной недели вещи, весьма удаленные друг от друга: тут есть и оратория Генделя "Воскресение" (дирижер Мартин Хазельбек), и "Семь слов Христа на кресте" Гайдна (Гидон Кремер), и оратория "Христос на Масличной горе" Бетховена (Николаус Арнонкур), и Вторая симфония Малера с хоралом "Ты воскреснешь, мой прах!" (Валерий Гергиев), и оперная мистерия Вагнера "Парсифаль" (Доналд Ранниклс) -- но есть и Креольская месса Ариэля Рамиреса (оркестр Юго-Западного радио Германии), и языческая "Весна священная" Стравинского (тот же Валерий Гергиев), и просто весенние вальсы и польки Штраусов (Владимир Федосеев, постоянный шеф второго венского оркестра). Есть и особый проект "Дорога ангелов": слушатели ищут по карте Вены соборы с изображениями ангелов; к ангелам приставлены динамики, откуда льется музыка современных композиторов (среди них -- патриарх австрийской современной музыки Фридрих Церха и Гия Канчели).
В прошедшее воскресенье утром строго одетая публика заполнила лучший зал Вены -- 1600-местный Musikverein (скажу непатриотичную вещь: акустика в нем не хуже, чем в Большом зале консерватории), чтобы послушать открывавшие фестиваль "Страсти по Иоанну" Баха. Под управлением английского дирижера Тревора Пиннока объединили свои манеры полнозвучный Венский филармонический оркестр (но с аутентичными виолами, лютней и деревянными духовыми) и венский же Арнольд-Шенберг-хор, поющий в прозрачной и легкой современной манере. Совершенство исполнения и волнующий драматизм сюжета шли рука об руку, чему способствовали отборные солисты: идеальный Евангелист Джон Марк Эйнсли, мощный бас Франц-Йозеф Зелиг в партии Иисуса, моцартовское сопрано Барбара Бонни (знакомая нам по "Декабрьским вечерам") и барочное меццо Бернарда Финк (ее с нетерпением ждут на очередной фестиваль старинной музыки в Петербурге).
В программу Пасхального фестиваля включена и опера Ханса Пфитцнера "Палестрина" -- вещь у нас совершенно не известная, но очень уважаемая в немецкоязычных странах. Немец Пфитцнер (родившийся, кстати, в 1869 году в Москве) прожил долгую жизнь, был врагом всех новаций и написал фельетон "Опасность футуризма". Под старость ему пришлось стать служащим культурного министерства Третьего рейха, а умер он в 1949 году в доме престарелых в Зальцбурге. Пфитцнер был хороший человек и зла никому не причинил, поэтому его быстро простили -- а в Вене, где вальсы, кондитерские и парковые аттракционы всегда служили отличным противоядием любым формам национального раскаяния, главный шедевр Пфитцнера, опера "Палестрина", выдерживал постановку за постановкой с 1919 года до наших дней. Палестрина, великий римский композитор-полифонист конца XVI века, выведен в опере опустошенным стариком, потерявшим веру в свое ремесло. Гениальная сцена: Палестрина сидит один в огромной темной студии, которую режиссер Херберт Вернике представил как опустевший репетиционный зал, и не хочет ничего писать. Тут за его спиной появляются тени мастеров прошлого и вдохновляют его на продолжение труда: ренессансное пение мужского ансамбля накладывается на сумрачное звучание огромного позднеромантического оркестра (им дирижирует видный вагнеровский дирижер Петер Шнайдер) и перемежается вздохами Палестрины (его поет опытный вагнеровский тенор Томас Мозер), который все охотнее линует один лист бумаги за другим, а к концу акта дописывает мессу. Высокое и сложное, чуждое модных новшеств искусство Палестрины служит разменной картой во внутренних спорах церковного начальства; с великолепной дотошностью и массой комических деталей поставлена сцена церковного диспута, где тон задают ветераны оперной сцены Бернд Вайкль и Хайнц Цедник.
ПОДПИСЬ:
Английский дирижер Тревор Пиннок открыл Пасхальный фестиваль "Страстями по Иоанну" Баха
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков