Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сенсацией в оперном разделе стало неприсуждение премии Валерию Гергиеву

Итоги "Золотой маски"

Известия / Среда 11 апреля 2001
Оперный конкурс "Золотой маски" в этом году не порадовал особенно цельными работами: найти спектакль, хороший со всех сторон, было трудновато, и, на мой взгляд, стоило бы ограничиться присуждением персональных премий. Тем не менее такой спектакль нашелся: четыре премии отхватила агрессивная и прожорливая "Леди Макбет Мценского уезда", опера Шостаковича, поставленная в театре "Геликон-опера". Были премированы сам спектакль, режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Владимир Понькин и исполнительница главной партии Анна Казакова. Молодая певица легко обошла достойных питерских конкуренток, и ее победа не вызывает никаких сомнений. Что касается заслуг дирижера и режиссера, то они выразились главным образом в том, что они помогли артистке создать, спеть и сыграть роль одержимой страстью купчихи Катерины Измайловой. Если счесть, что Бертман и Понькин разделили успех Казаковой, тогда все в порядке. Но от прочих певцов Понькин особых вокальных побед не добился, а Бертман во всем, что было в спектакле, кроме Катерины, остался верен своим собственным штампам (если брать режиссуру в узком смысле, то интереснее на "Маске" была "Пиковая дама" Юрия Александрова). И кабы не Казакова, сам выбор партитуры Шостаковича обернулся бы просчетом: опера с таким количеством громкой музыки и таким большим составом оркестра физически не способна прозвучать в маленьком зале без оркестровой ямы, каким располагает "Геликон". То, что выходит из-под дирижерской палочки Владимира Понькина, закладывает уши, но не блестит красками симфонических тутти.
Владимир Понькин очень хороший дирижер, и он не виноват, что ему приходится разделывать Шостаковича в столь неприспособленном месте. Наверное, если бы на месте Понькина оказался Валерий Гергиев, то и у него вышло бы не лучше. Но в том и состоит положительная сторона музыкальной иерархии, что Гергиев никогда не будет дирижировать в "Геликоне". Спору нет, театр "Геликон", уже несколько лет весело играющий в большую оперу, в своем роде незаменим. Но ниша, которую он занимает, образуется лишь тогда, когда рядом существует настоящая большая опера. Есть акробаты-виртуозы и есть клоуны, пародирующие их в репризах. Это разные и равные профессии, но никому не придет в голову судить искусство клоуна по меркам акробатики. Победа "Геликона" над Мариинкой -- следствие подмены понятий. Маленький экспериментальный театр может прыгнуть выше головы, как это произошло на "Золотой маске-99", когда спектакль "Санкт-Петербург-оперы" по цельному впечатлению оказался выше Мариинского "Летучего голландца". Но и тогда лучшим дирижером все-таки был признан Гергиев. А геликоновская "Леди Макбет", при всех удачных моментах постановки, в целом все же никак не выходит на тот объективный уровень, который был продемонстрирован Мариинкой в пусть не слишком удачном по режиссуре "Золоте Рейна". Гергиев же стал жертвой своего собственного постоянного успеха: четыре раза подряд он получал "Золотую маску", -- как шутил мой коллега, с неизбежностью восхода солнца. И чуть только у Гергиева оказался мало-мальски сильный конкурент, как лавры победителя тут же достались ему. Жюри, видимо, и само почувствовало неловкость ситуации и присудило специальный приз "оркестру Мариинского театра и его маэстро". На церемонии награждения формулировку почему-то сократили, и маэстро даже не был упомянут. Единственной полноценной "Маской", которую получил Мариинский театр, стала бесспорная награда баритону Виктору Черноморцеву за партию Альбериха в "Золоте Рейна".
В номинации "Оперетта/мюзикл" победил мюзикл. Жюри отдало голоса современному, технологичному и примитивному по мыслям "Метро" и наградило его постановщика Януша Юзефовича. Прагматичный дух времени победил тоску по прошлому. Как ни упорствовал Краснодарский театр в своей ностальгии по старой оперетте, награждена была только крепкая работа дирижера Георгия Аверина (спектакль "И вновь цветет акация").
В номинации "Куклы" победила опера. Гораздо веселее и откровеннее, нежели в геликоновской "Леди Макбет", кукольный театр "Тень" прошелся по территории большой оперы, показав разом "Дон Жуана", "Евгения Онегина", "Ивана Сусанина", "Сильву" и назвав все это "Гамлетом". И не состязуясь при этом с Мариинским театром.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков