Театральная критикаСенсацией в оперном разделе стало неприсуждение премии Валерию ГергиевуИтоги "Золотой маски"Известия / Среда 11 апреля 2001 Оперный конкурс "Золотой маски" в этом году не порадовал особенно цельными работами: найти спектакль, хороший со всех сторон, было трудновато, и, на мой взгляд, стоило бы ограничиться присуждением персональных премий. Тем не менее такой спектакль нашелся: четыре премии отхватила агрессивная и прожорливая "Леди Макбет Мценского уезда", опера Шостаковича, поставленная в театре "Геликон-опера". Были премированы сам спектакль, режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Владимир Понькин и исполнительница главной партии Анна Казакова. Молодая певица легко обошла достойных питерских конкуренток, и ее победа не вызывает никаких сомнений. Что касается заслуг дирижера и режиссера, то они выразились главным образом в том, что они помогли артистке создать, спеть и сыграть роль одержимой страстью купчихи Катерины Измайловой. Если счесть, что Бертман и Понькин разделили успех Казаковой, тогда все в порядке. Но от прочих певцов Понькин особых вокальных побед не добился, а Бертман во всем, что было в спектакле, кроме Катерины, остался верен своим собственным штампам (если брать режиссуру в узком смысле, то интереснее на "Маске" была "Пиковая дама" Юрия Александрова). И кабы не Казакова, сам выбор партитуры Шостаковича обернулся бы просчетом: опера с таким количеством громкой музыки и таким большим составом оркестра физически не способна прозвучать в маленьком зале без оркестровой ямы, каким располагает "Геликон". То, что выходит из-под дирижерской палочки Владимира Понькина, закладывает уши, но не блестит красками симфонических тутти.
Владимир Понькин очень хороший дирижер, и он не виноват, что ему приходится разделывать Шостаковича в столь неприспособленном месте. Наверное, если бы на месте Понькина оказался Валерий Гергиев, то и у него вышло бы не лучше. Но в том и состоит положительная сторона музыкальной иерархии, что Гергиев никогда не будет дирижировать в "Геликоне". Спору нет, театр "Геликон", уже несколько лет весело играющий в большую оперу, в своем роде незаменим. Но ниша, которую он занимает, образуется лишь тогда, когда рядом существует настоящая большая опера. Есть акробаты-виртуозы и есть клоуны, пародирующие их в репризах. Это разные и равные профессии, но никому не придет в голову судить искусство клоуна по меркам акробатики. Победа "Геликона" над Мариинкой -- следствие подмены понятий. Маленький экспериментальный театр может прыгнуть выше головы, как это произошло на "Золотой маске-99", когда спектакль "Санкт-Петербург-оперы" по цельному впечатлению оказался выше Мариинского "Летучего голландца". Но и тогда лучшим дирижером все-таки был признан Гергиев. А геликоновская "Леди Макбет", при всех удачных моментах постановки, в целом все же никак не выходит на тот объективный уровень, который был продемонстрирован Мариинкой в пусть не слишком удачном по режиссуре "Золоте Рейна". Гергиев же стал жертвой своего собственного постоянного успеха: четыре раза подряд он получал "Золотую маску", -- как шутил мой коллега, с неизбежностью восхода солнца. И чуть только у Гергиева оказался мало-мальски сильный конкурент, как лавры победителя тут же достались ему. Жюри, видимо, и само почувствовало неловкость ситуации и присудило специальный приз "оркестру Мариинского театра и его маэстро". На церемонии награждения формулировку почему-то сократили, и маэстро даже не был упомянут. Единственной полноценной "Маской", которую получил Мариинский театр, стала бесспорная награда баритону Виктору Черноморцеву за партию Альбериха в "Золоте Рейна".
В номинации "Оперетта/мюзикл" победил мюзикл. Жюри отдало голоса современному, технологичному и примитивному по мыслям "Метро" и наградило его постановщика Януша Юзефовича. Прагматичный дух времени победил тоску по прошлому. Как ни упорствовал Краснодарский театр в своей ностальгии по старой оперетте, награждена была только крепкая работа дирижера Георгия Аверина (спектакль "И вновь цветет акация").
В номинации "Куклы" победила опера. Гораздо веселее и откровеннее, нежели в геликоновской "Леди Макбет", кукольный театр "Тень" прошелся по территории большой оперы, показав разом "Дон Жуана", "Евгения Онегина", "Ивана Сусанина", "Сильву" и назвав все это "Гамлетом". И не состязуясь при этом с Мариинским театром.
|