Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Стыд, срам, позор

Весь апрель пройдет в крупнейшем столичном концертном зале под знаком торжеств. Открывая юбилейный фестиваль в День дурака, организаторы намеревались совместить празднование исторической даты с шутками и прибаутками. От полного провала концерт-открытие спас только Валерий Гергиев, исполнивший кантату Прокофьева "К XX -летию Октября".

Известия / Вторник 03 апреля 2001
Каждый московский меломан знает, что ничего лучше Большого зала консерватории на свете не существует. Поколения людей вырастили свой музыкальный слух в его стенах. У тысяч любителей музыки Большой зал, где любой звук идеально слышен как в партере, так и на самых дальних задворках второго амфитеатра, сформировал представление о том, как должны звучать голоса и инструменты.
Памятник прекрасного времени, когда гражданская, образовательная и художественная инициативы существовали воедино, Большой зал обязан своим происхождением организационному таланту Василия Сафонова, век назад бывшего директором Консерватории. Своими стенами -- императорским субсидиям и деньгам московских купцов. Своими эталонными достоинствами -- гению Василия Загорского, архитектора и акустика. Своим нынешним образом -- Вере Мухиной, усадившей в скверике Чайковского. А своей славой -- Танееву, Скрябину, Рахманинову, Крейслеру, Изаи, Метнеру, Кусевицкому, Игумнову, Голованову, Шаляпину, Неждановой, Гедике, Прокофьеву, Шостаковичу, Малько, Гауку, Персимфансу, Нейгаузу, Ойстраху, Софроницкому, Юдиной, Рихтеру, Ростроповичу, Гилельсу, Клиберну, Когану, Менухину, Караяну...
Хорошо, что никто из них не видел и не слышал происходившего в Большом зале в юбилейный вечер. Иначе они пришли бы к справедливому выводу, что культуре, на протяжении ста лет создававшейся их усилиями, пришел конец. Юбилейный гала-концерт прошел в откровенно нуворишеском духе, более подобающем каким-нибудь "Нике" или "Тэфи", -- за тем исключением, что организовать подъезд машин с гостями на запруженной Большой Никитской не было возможности. Концерт был назначен на семь вечера, но в течение часа на улице возле памятника Чайковскому слушателей развлекал кадетский оркестр. Затем еще сорок пять минут публике пришлось томиться в фойе, где единственным развлечением было созерцание ряженых композиторов-классиков: среди собравшихся расхаживали прилизанный Шуман, лохматый Бетховен, исправно притворявшийся глухим, Римский-Корсаков с тощей бороденкой и все остальные, кто висит в Большом зале на овальных портретах.
Когда концерт наконец начался, заждавшаяся галерка выместила свою злость на ни в чем не повинном Михаиле Швыдком, вышедшем прочесть поздравительное послание от президента. (Любопытная деталь: в нем содержался список композиторов прошедшего века, отобранных президентскими референтами, -- Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Шнитке.) Потом свет погас, и над сценой повис киноэкран. Лазерная проекция выжгла на нем цифру "100", вслед за которой поползли одна за другой великие фамилии -- от Чайковского и Рахманинова до Светланова и Рождественского. Каждую фамилию публика встречала овациями. Эстафету принял хор: прозвучала примитивная до неудобства ода, написанная к 100-летию зала Оскаром Фельцманом. Затем -- видеоролик с концертной кинохроникой Клиберна, Рихтера, Ашкенази... Подобные ролики, запечатлевшие великих, стали рефреном всего отделения, и замысел режиссеров концерта (Дмитрий Бертман, Игорь Гуревич) стал кристально ясен: срамить соседством с легендой всех, кто выходит на сцену в промежутках между роликами. В качестве мальчиков и девочек для битья предстали фортепианный дуэт НиколайЛуганский -- Вадим Руденко, певицы Монтсеррат Марти и Хибла Герзмава, скрипач Назар Кожухарь, вокальный секстет "Геликон-оперы", композиторы Тихон Хренников и Александр Чайковский. Актеру Константину Райкину и джазовому саксофонисту Игорю Бутману, казалось бы, тени великих не угрожали, но и они выступили весьма дежурно. Невыразителен был даже дуэт Шломо Минца и Юрия Башмета. Конферанс Святослава Бэлзы выглядел образцом вкуса в сравнении с шуточками его напарника -- куклы "Эдуарда Апломбова" из "Необыкновенного концерта". Под конец отделения слушателя, уставшего от пошлости и накладок, чуть вознаградил европеизм "Солистов Москвы", сыгравших под управлением Башмета пару частей из Серенады Чайковского.
В антракте гостей юбилея немного развлек вид нетрезвого Мусоргского, которого провожал в туалет Шуберт. А после антракта все повернулось на 180 градусов -- было уже полдвенадцатого ночи, когда на сцену вышел Валерий Гергиев с хором и оркестром Мариинского театра. Исполнение забытого шедевра Прокофьева -- кантаты "К XX -летию Октября" -- было столь стильным и могучим, что даже соц-артовские попытки режиссеров обрядить хор в матроски и выпустить живого Ленина на кафедру органа (читай -- на броневик) не помешали музыке захватить зал, а текстам Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, на которые написана кантата, прозвучать жизнеутверждающе и лирично.
Апрельский фестиваль "100 лет Большому залу" сулит интересные концерты. В частности, 7 апреля Владимир Федосеев в точности воспроизведет программу, которой открывался зал 7 апреля 1901 года (отслужат даже аналогичный утренний молебен), 12 апреля Михаил Плетнев даст в концертном исполнении оперу Танеева "Орестея", а 15 апреля вместе с симфоническим оркестром БЗК выступит ветеран американского джаза Чик Кориа.
ПОДПИСЬ: Вокальный секстет "Геликон-оперы" исполняет "Танец маленьких лебедей"
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков