Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

У нее еще есть телефон и философия

Композитор, певица, кинорежиссер и хореограф в одном лице, американка Мередит Монк продемонстрировала петербургской публике на зависть московской часть своих талантов и отборную часть своего репертуара - от Нью-Йоркского реквиема до Санкт-Петербургского вальса.

Известия / Среда 21 марта 2001
Бреши в нашей информированности о современной американской музыке постепенно закрываются. Еще в годы перестройки в России побывал великий новатор Джон Кейдж, в последние годы в Москве выступали Кронос-квартет, давший два концерта в набитом до потолка Большом зале консерватории, видный минималист Терри Райли, игравший в Малом зале, экспериментаторы Фредерик Ржевский, Элвин Люсьер, Дэниэл Гуд и другие, появлявшиеся в более камерных аудиториях. Теперь дошла очередь до не менее заметной фигуры -- авангардистки Мередит Монк. Ее концерт в Эрмитажном театре был организован просвещенными деятелями из Эрмитажа, международного партнерства СЕС и института Про Арте. Хотя в Питере об американском авангарде наслышаны меньше, чем в Москве, в зале почти не было пустых мест.
Свой уникальный стиль Мередит Монк сформировала в середине 60-х, после того как прошла основательный курс эвритмии по системе Жака Далькроза, а потом стала профессионально учиться танцу и пению. Будучи певицей в четвертом поколении (ее прадед, выходец из России, был кантором в синагоге, дед -- оперным певцом, мать озвучивала рекламные радиоролики), она сознательно освоила целый ряд вокальных техник, от академических до самых экзотичных. Она умеет делать своим голосом множество разных вещей -- например, петь с собой же дуэтом: один голос поет, другой цокает (цикл композиций "Цокающие"). Она умеет менять окраску и петь разными частями голоса, пуская звук в разные резонаторы. От многих других экспериментаторов-голосовиков, которые скрежещут, урчат, рыгают и достойны в этом похвалы, все, что делает Мередит Монк, остается именно пением -- даже тогда, когда она одновременно поет и виртуозно играет на варгане. Другая черта ее композиций -- они ни в коей мере не являются импровизациями, напротив, представляют собой отточенные по форме опусы. Часть песен исполняется а капелла, часть -- с роялем, на котором играет либо сама Мередит Монк, либо ее аккомпаниатор Кларк Стайфел. Этим песням не нужны слова: редким исключением является ее хит "Сказочка", где автор с озорным видом докладывает, что у него еще есть руки, голова, телефон, деньги и философия -- слушатель тут, видимо, должен спохватиться и подумать, а есть ли означенные предметы у него. В каждой стране г-жа Монк поет "Сказочку" на языке аудитории, вплоть до корейского, и надо отдать должное ее русскому произношению.
У многих новаций XX века есть общие источники, и не будет большой натяжкой назвать г-жу Монк Айседорой Дункан наших дней -- если заменить танец на пение, развевающиеся ткани -- на туго заплетенные длинные косички, а революционность -- на нью-йоркский буддизм. Важно и то, что в своих экспериментах Мередит Монк опирается не на концепцию, а на глубокое чувство: вся суть ее музыки рождается из голоса, которому она доверяет как творению природы и использует как многофункциональный инструмент. Жаль, что г-жа Монк не привезла в Петербург свой вокальный ансамбль -- группу певцов, которым она сполна передала свою вокальную систему и обучила так, как это делают в устных традициях. Что касается инструментальной музыки и гармонического языка, то это не ее сильная сторона: так, Санкт-Петербургский вальс, сочиненный для рояля без голоса, местная аудитория вряд ли согласилась признать удачным символом города.
За пределами визита, впрочем, осталось многое из творчества Мередит Монк -- ее музыкальные инсталляции, бессловесные оперы, антиутопические кинофильмы (многоаспектную личность г-жи Монк отразил Питер Гринуэй, снявший о ней телевизионный фильм). Но важнее, что отечественной публике довелось услышать ее голос -- то есть главное от первого лица. Исполнять песни Мередит Монк вряд ли способен кто-то, кроме нее самой; но ее карьера длится уже 35 лет, и она всерьез озабочена тем, чтобы изустно передать последователям свое искусство -- ни ноты, ни даже записи сделать этого не в состоянии. Тем ценнее было узнать, что такое Мередит Монк здесь и сейчас -- и оказалось, что слова "Нью-Йорк", "авангард" и "расширенная вокальная техника" тут не самые первостепенные. А более значимо то, что многие ее песни сохранили в себе хрупкий след важных озарений, которые могут прийти к разным людям в разные времена и географические точки.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков