Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

О старом вновь

Концерт Геннадия Рождественского

Известия / Пятница 16 февраля 2001
Еще не успевший проявить себя в качестве художественного руководителя Большого театра, Геннадий Рождественский является московской публике в более привычной роли -- как симфонический дирижер.
Назначение Рождественского в Большой театр пока обернулось для московских меломанов только одной выгодной стороной: маэстро находится в Москве. Неудивительно, что Филармония ухватилась за это обстоятельство и не осталась без взаимности. В этом году Рождественский уже объявил три симфонические программы, из которых сыграл две (один концерт был отменен). Концерты приурочены у юбилею дирижера (недавно ему исполнилось 70 лет). Их содержание и форма (Рождественский, по обыкновению, предваряет каждый опус пространной лекцией) выдержаны в свойственном ему духе -- артистическое послание сочетается с просветительским.
В последней программе Рождественский объединил классику с премьерой нового сочинения. Большой зал консерватории был полон, и можно полагать, людей привлекли не только имена Чайковского, Скрябина и самого Рождественского, но и имя Гии Канчели -- одного из немногих современных авторов, которому готов внимать широкий слушатель. Опус Канчели назывался "And Farewell Goes Out Sighing"; написан он был по заказу Нью-Йоркской филармонии в 1999 году и по поводу миллениума; на эту же тему и по тому же поводу вместе с Канчели тогда высказались Томас Адес (Англия), Джон Корильяно (США), Ханс Вернер Хенце (Германия), Кайя Саариахо (Финляндия) и Сомеи Сато (Япония). Грузинский композитор владеет особой интонацией, идущей сколь от его собственной индивидуальности, столь и от лица его народа; тем самым Канчели, живущий в Европе, выступает перед лицом мира как умудренный посланник Грузии, которой равно ведомы европейская культура и мгла вечности, окутавшая ее собственные холмы. Поэтому в произведении Канчели и уживаются отдельные грузинские слова, европейскому уху непонятные, и шекспировские тексты. "О старом вновь" -- эти слова из 76-го сонета характеризуют и отношение композитора к смене тысячелетий, и его собственный стиль -- задумчивый, грустный и полный запланированных непонятностей. На смену длинным меланхоличным эпизодам вдруг приходят -- безо всякого перехода -- громкие, агрессивные и краткие, которые столь же мимолетно и исчезают. Значительность музыки Канчели объясняется, видимо, именно тем, что композитор скрывает от нас причины, по которым сменяют друг друга столь контрастные эпизоды. Эта недосказанность побуждает нас верить в существование глубоких причин, столь же неведомых нам, как и грузинские слова, а композитора считать носителем некоего недоступного нам и потому глубокого знания. В новом сочинении (по-русски его название звучит как "И прощание уходит, вздыхая") Канчели верен себе; очевидных красот в нем меньше, чем, скажем, в его же "Стиксе", которому восторженно аплодировал Большой зал в прошлом сезоне. Возможно, дело и в том, что солисты -- скрипач Александр Рождественский и контртенор Олег Усов -- делали свое дело без должной харизмы, которой обладали Гидон Кремер и Дерек Ли Реджин, осуществившие нью-йоркскую премьеру.
Московскую премьеру Канчели окружали Третья сюита Чайковского, звучащая нечасто, и популярная "Поэма экстаза" Скрябина. Рождественскому удались и скрытый драматизм сюиты, и игра духа в поэме -- но интересно, что оркестру Филармонии, далеко не лучшему из московских оркестров, лучше удался грандиозный Скрябин, чем простой Чайковский; струнные звучали красиво, но игре духовых стоило бы пожелать большей ритмической четкости и тембровой красочности.

Современные русские композиторы: Гия Канчели
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков