Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Татарская опера идет на второй курс

Ежегодный оперный фестиваль, проводимый в честь уроженца Казани Шаляпина Татарским академическим театром оперы и балета, славится хорошими певцами, приглашаемыми со всей страны и из-за рубежа. В Казани ставят на звезд российского масштаба, на популярный, любимый публикой репертуар и на красивую сценографию. Стратегия приносит успех: билеты в зал на тысячу мест раскупаются в считанные часы.

Известия / Четверг 08 февраля 2001
В споре о том, кто должен быть главным в театре -- режиссер или директор, -- опыт казанцев мог бы добавить аргументов сторонникам управленческого метода. Когда 20 лет назад в театр пришел директор Рауфаль Мухаметзянов, зал на спектаклях практически пустовал; новому директору удалось поправить дело. А за последние девять лет, когда оперную труппу театра взяла в руки Гюзель Хайбулина, казанский театр стал лидером российской оперной провинции, а по количеству ежегодных зарубежных гастролей уступает теперь только Мариинскому театру.
У руководства театра твердые принципы: на первом месте -- музыка.
Сценография ценится старая, из золотого запаса: "Кармен" оформлена по эскизам Головина, "Пиковая дама" -- Дмитриева, "Борис Годунов" -- Федоровского, для "Аиды" нашли эскизы минского сценографа Евгения Чемодурова, сделанные для румынской постановки 50-х годов, и воссоздали их в пышном великолепии большого египетского стиля. В других случаях спектакли оформляют нынешние художники, такие, как Вячеслав Окунев или Игорь Гриневич, не склонные ссориться с живописной традицией русской и советской оперы. Подобная сценография предполагает и вполне определенную режиссуру, и как раз с режиссурой у казанцев все в порядке: проверенный Алексей Степанюк ставит мизансцены несложные (артистам легко войти в них с трапа самолета) и музыкально верные. Оперу "Риголетто" пришлось ставить без Степанюка и на скорую руку -- и она провалилась сценически, превратившись в набор блужданий.
Ваш рецензент побывал на трех первых спектаклях Шаляпинского фестиваля -- это были оперы Верди "Аида", "Травиата" и "Риголетто" (фестиваль проводится в год 100-летия смерти Верди) -- и был приятно удивлен качеством оркестра: в этом заслуга главного дирижера театра Игоря Лацанича. Он единственный "главный" в театре: ни главного режиссера, ни главного художника нет ("начнут проявлять себя", убеждено руководство), он отвечает только за музыкальную часть и, надо сказать, поставлен в сложные условия -- особенно на фестивале, когда в дополнение к очень немногочисленной местной труппе (всего 22 певца) слетаются приглашенные певцы. Это, конечно, не звезды в мировом масштабе (на таких у татарской оперы средств не хватает), но тем не менее каждый из них на виду в своем театре, зависит от своего начальства и подчас прибывает в Казань лишь в день спектакля, в котором ему предстоит петь ответственную партию. Приезжие певцы пленяют публику эффектными нотами, фразами и даже ариями -- но качество ансамблей оставляет желать много лучшего, к чему руководство театра относится как к издержкам метода. Почти вся "Аида" и половина "Риголетто" прошли вкривь и вкось -- и большая доля вины здесь лежит-таки на дирижере Игоре Лацаниче, который способствовал разлаженности музыкального целого своей удивительной склонностью к непомерно быстрым темпам. Отчасти поэтому не смогли проявить себя как следует несколько интересных солистов -- тенор из Киева Александр Гурец (Радамес), сопрано из Казахстана Нуржамал Усенбаева (Джильда), баритон из Дюссельдорфа Борис Стаценко (Риголетто) и меццо из Мариинского театра Мария Горцевская (Маддалена). "Травиатой" дирижировал москвич Владимир Рылов, который, напротив, был излишне толерантен к певцам, многие из которых тянули одеяло на себя; однако же в "Травиате" блеснули обаятельная и мастеровитая рижанка Инга Кална, поющая в Гамбурге (Виолетта), и начинающий лирический тенор из Москвы Андрей Дунаев (Альфред).
Теперь казанской опере предстоит эксперимент, идущий вразрез со всей сложившейся стратегией. Эстетика красивости, принятая в театре, стала исчерпывать себя на гастролях в Европе, что грозит сказаться и на кассе. И вот голландская прокатная компания Euro stage, организующая казанцам гастроли, решила предпринять опыт в скупой современной эстетике. Позднюю оперу Верди "Фальстаф" ставит в Казани голландская команда под руководством Эрика Воса -- типичного представителя европейского режиссерского театра. Параллельно с Шаляпинским фестивалем и не обращая на него никакого внимания, Вос работает с русской труппой на протяжении шести недель, кропотливо трудясь над сложными ансамблевыми мизансценами. На днях к нему присоединился дирижер Марко Боэми. Премьера в Казани состоится 24 и 25 февраля, и это станет испытанием для зрителя, привыкшего к живописным задникам и бравурному пению с авансцены. "Фальстафа" ждет 28 представлений в Голландии и других странах Европы. На следующий год последует "Свадьба Фигаро", а за ней "Богема", тоже в европейском стиле. Не бросая проторенного пути, казанское руководство решается идти и в прямо противоположном направлении. Возможно, скоро казанской публике придется оплакивать писаные красоты сцены и радоваться стройности музыкальных ансамблей.
ПОДПИСЬ:
"Аида" Верди -- образец великолепия казанского стиля
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков