Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Обзор CD

Песни о ревности

Известия / Среда 07 февраля 2001
Р. Леонкавалло. "Паяцы". DECCA 467 086
Знаменитая опера не сходит со сцены уже более ста лет и записана в тысяча первый раз. Зачем? Разве что затем, чтобы бросить вызов великим предшественникам и доказать, что и нынешней оперной гвардии по плечу шедевр веризма, предъявляющий исполнителям нещадные требования. Если так, то попытка удалась: правда, собрать для этого пришлось сильнейших со всего мира. Партитуру Руджеро Леонкавалло исполняет не штатный оркестр какого-нибудь оперного театра, а непревзойденный амстердамский Королевский оркестр "Концертгебау". Его шеф Риккардо Шайи -- мастер и на симфонической сцене, где дирижирует всё от Вивальди до Вареза, и в оперном деле. Через его руки в оркестр проходит дыхание драмы, которая кипит и клокочет. Шайи умеет найти место и грубоватым, по-народному жестковатым трубам, и пленительной солирующей виолончели. Он отдает должное образованности Леонкавалло и помогает ему где надо блеснуть просвещенным вагнерианством. Хор Нидерландского радио (хормейстер Мартин Райт), небольшой по составу, поет за крестьян Калабрии с облачной легкостью, достойной барочной музыки. Вечерний "дин-дон" звучит словно на пленэре. Продюсеры DECCA собрали для записи интернациональный состав, подобрав лучшие голоса на все партии. В "Паяцах" два баритона, хотя и разных: с драматической партией интригана Тонио отлично справляется испанец Карлос Альварес -- искусный вокалист и прекрасный актер; лишь отдельные места, требующие самого мощного дыхания, удаются ему на пределе возможностей. Полная противоположность -- любовник Сильвио, чистое пособие по лирике, которым предстает британец Саймон Кинлисайд, обладающий естественным легато и легко берущий в дуэте с Неддой факультативную высокую ноту. Недду поет итальянка Барбара Фриттоли; ее сопрано, сметанистое и приятно вибрирующее, не всегда ладит с форте в верхнем регистре. Но главное в "Паяцах" -- партия оскорбленного рогоносца Канио. 36-летний аргентинский тенор Хосе Кура -- упование наших дней. Спортсмен и красавец, в последние два-три года он все увереннее поет в операх Верди и Пуччини (а также, следуя за своим покровителем Пласидо Доминго, Самсона в опере Сен-Санса) и претендует на положение первого драматического тенора мировой сцены. Нет смысла вспоминать Карузо, Джильи или Бьерлинга, но голос Хосе Куры, плотный, с темной баритональной окраской (хоть и с легким химическим присвистом в середине) -- тот, что надо для Канио. Бедный шут, убивший неверную жену, в исполнении Куры -- не истеричный неудачник, а мужественный и полноценный человек. К тому же, за что особое спасибо дирижеру, Кура поет, следуя всем хорошим штампам. С подачи Карузо в начале ариозо "Смейся, паяц" заведено смеяться, а в конце -- рыдать. Хосе Кура именно так и поступает, а его хриплые выкрики в финале не оставляют сомнений: La commedia e finita. Идеальная запись, сделанная в студийных условиях Большого зала "Концертгебау", полнится страстями. Послушаешь диск -- и будто побывал в театре.
Филипп Бусманс (Philippe Boesmans). "Зимняя сказка" ("Wintermaerchen"). Deutsche Grammophon 469 559 (2 CD).
Здесь все наоборот -- слушаешь запись, сделанную со сцены, с шагами и шорохами, и жалеешь, что в театре не побывал. Иллюстрации в буклете скупо демонстрируют сценки из спектакля -- скорее всего спектакля очень хорошего: видна рука одного из лучших режиссеров оперы и драмы, швейцарца Люка Бонди. Впервые "Зимняя сказка" была поставлена в брюссельском театре "Ла Монне" в декабре 1999 года, затем была показана в Лионской опере и парижском "Шатле". Бельгийский композитор Филипп Бусманс (р. 1936), известный аудитории специализированных фестивалей своей сложной камерной музыкой, в своих операх обращается к более широкому кругу меломанов. Для двух из трех его опер Люк Бонди написал либретто: с Бусмансом у него такой же испытанный союз, как у режиссера Питера Селларса -- с композитором Джоном Адамсом или у Питера Гринуэя -- с Луи Андриссеном. Шекспировскую "Зимнюю сказку" Бонди переписал по-немецки, дабы не кромсать английский оригинал. Тем самым опера попала в немецкую традицию -- Вагнера, Рихарда Штрауса и Альбана Берга; бельгиец Бусманс поддается влиянию этих гениев вполне осмысленно, искусно остраняя немецкую патетику французской созерцательностью и нимало не жертвуя технической искушенностью XX века. Партитура, написанная для большого состава, изобилует контрастами пышных звучностей и деликатных тонкостей; ее пластичная театральность роскошно воплощена оркестром театра "Ла Монне" под руководством Антонио Паппано. Как и "Паяцы", "Зимняя сказка" приводится в действие пружиной ревности; роль ревнивого сицилийского короля Леонта с размахом исполняет звучный американский баритон Дейл Дьюсинг. Ревности противостоит Время, воплощенное в фигуре нищего Роберта Грина, играющего на аккордеоне (он одновременно автор "Зимней сказки", чьим сюжетом воспользовался Шекспир, и олицетворение зеленого света весенних надежд), -- его поет ветеран цеха характерных теноров Хайнц Цедник. Страдающая Гермиона, в финале оживающая изо льда, чувственно звучит у Сьюзан Чилкотт, а Корнелия Каллиш неотразимо голосит в роли добросердечной Паулины. В других ролях хороши тенор Энтони Ролф-Джонсон и бас Франц-Йозеф Зелиг. Прекрасная Утрата по сюжету лишена речи и в опере не поет, зато танцует для богемских карманников по главе с принцем Флоризелем. Богемский акт решен в парадоксально-молодежном стиле, каким его представляют себе Люк Бонди и Филипп Бусманс: немецкий язык сменяется английским, в роли принца появляется рок-певец Крис Дейн, его друзья хвастаются крадеными мобильниками, а танцу Утраты аккомпанирует джаз-рок-группа "Aka Moon" с лидером-саксофонистом Фабрицио Кассолем. Здесь уместно вспомнить, что приятель Бонди Петер Штайн подобным образом вручал шекспировским героям саксофон и электрогитары.
Андреас Шолль, контратенор. "Музыкальный банкет".
DECCA 466 917
Хороших теноров сейчас не сыскать днем с огнем, зато, казалось бы, такой экзотический голос, как контратенор, нашел немало превосходных владельцев. Но даже на фоне ренессанса контратенорового искусства молодой немец Андреас Шолль поражает ясной звонкостью пения и уверенностью владения стилями. Он поет Баха, Генделя и итальянских барочных мастеров; его выбирают для своих проектов дирижеры Филипп Херревег, Тон Коопман, Уильям Кристи и Рене Якобс, а теперь Андреас Шолль выпускает и собственные сольные диски, выбирая для них небанальные, интеллектуально насыщенные программы. В их числе есть и шутливый диск "Три контратенора", записанный Шоллем вместе с Домиником Виссом и Паскалем Бертеном, и альбом "Герои", на котором певец представил галерею оперных персонажей XVIII века. Новый диск Андреаса Шолля -- это сборник под названием "Музыкальный банкет", составленный в 1610 году Робертом Даулендом, сыном английского композитора Джона Дауленда. На нем собраны песни все о той же любви и ревности, написанные мастерами из разных стран на разных языках. 21 номер диска -- это английские песни Джона Дауленда, Энтони Холборна, Ричарда Мартина, французские Пьера Гедрона, итальянские Доменико Марии Мельи, Джулио Каччини и других авторов. Поет Шолль под лютню (Эдин Карамазов меняет три разновидности лютен), клавесин, гитару и виолу. Между тем складывается ощущение, что на диске 21 раз повторяется одна и та же песня, только в ритмических и тональных разновидностях. Такое впечатление, наверное, будет производить наша современная поп-музыка, когда будущие аутентисты раскопают ее через триста лет.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков