Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Игра не окончена

Российские музыканты вернулись на родину

Известия / Понедельник 15 января 2001
В Москве уже в четвертый раз прошел фестиваль "Возвращение", который организуют молодые выпускники московских музыкальных вузов, теперь учащиеся и работающие за границей. В заключение фестиваля прозвучало сочинение молодого композитора Артема Васильева "Игра окончена", встреченное визгом и овациями.
Как замечено многими, типовое произведение, написанное серьезным современным композитором, заканчивается мрачным уходом в никуда или в лучшем случае затухающими конвульсиями. Заказывая произведение Артему Васильеву, фестивальное руководство решило застраховаться от подобного финала и обязало автора закончить опус музыкой громкой, ритмичной и оптимистичной. Автор справился с задачей, музыканты справились с исполнением, а весь Рахманиновский зал консерватории настолько воодушевился новым для актуального искусства поворотом дел, что даже заставил исполнителей сыграть последний фрагмент опуса на бис. Артем Васильев проснулся знаменитым.
Вообще-то жизнь участников фестиваля трудна и драматична. Они учатся за границей, потому что там теперь преподают лучшие русские педагоги. Некоторые из них вышли на большую профессиональную сцену, некоторые еще нет. Все они талантливы и обладают высоким классом, но найти свободное место на мировом рынке нелегко; пропасть никто не пропадет, но перспективы довольно туманны. Однако оптимизма и бодрости у них хоть отбавляй; и каждый январь, когда они слетаются в Москву, чтобы поиграть на фестивале "Возвращение", они еще более заряжают бодростью и себя, и слушателей.
За четыре года фестиваль "Возвращение" приобрел марку; круг его почитателей расширяется. Теперь возможностей маленького зала в родной школе -- Гнесинке-десятилетке уже не хватает, и все четыре концерта фестиваля проводятся в Рахманиновском зале консерватории. Круг участников тоже расширяется: во-первых, к "возвращенцам" добавляется все больше москвичей, никуда не уезжавших, во-вторых, вместе с "возвращенцами" начинают прилетать их однокашники -- например, японцы и корейцы, учащиеся в Германии у Захара Брона или Давида Герингаса. Следует добавить, что и те и эти участвуют в фестивале из чистого энтузиазма -- гонораров никаких принципиально нет.
Программы тоже далеки от банальности. Одна из них называется "Корни" -- оказывается, о корнях, будь они русские-еврейские, армянские или балтийские, музыканты помнят. В программе "Романтическая музыка" из романтиков значится один Шуберт, зато показано, как бьется за жизнь романтизм в XX веке руками Берга, Хиндемита и Денисова. В программе "Влияния" соседствуют Мусоргский и Равель, Прокофьев и Пуленк, Стравинский и Десятников. В программе "Концерт по заявкам" находится место и Телеману, и Макмиллану: музыканты чувствуют себя свободно в диапазоне от барокко до постмодернизма.
Большинство постоянных участников фестиваля уже стали традиционными московскими январскими знаменитостями -- это Роман Минц и Дмитрий Булгаков (идеологи и руководители), Кристина Блаумане, Борис Андрианов, Екатерина Апекишева, Борис Бровцын, которым нимало не уступают их постоянно живущие в Москве коллеги -- Ксения Башмет (ей отдельное спасибо за фортепианную партию в Секстете Пуленка), Юлия Корпачева, Тимур Якубов, Геннадий Вал и другие. Оценив присутствие в программах Бриттена и Пуленка, фестиваль стали поддерживать Британский совет и Французский культурный центр. Организован фонд "Возвращение". Становится даже не по себе -- ведь участники будут неминуемо взрослеть, бюрократия -- разрастаться, престиж -- расти, мафиозность -- крепиться. Но пока молодые организаторы не устают благодарить в буклете многочисленных энтузиастов, в том числе неких Сибизднябышева и Скунца (искать названных добродеятелей в реальности бесполезно), а это говорит о том, что главное -- то есть чувство юмора -- еще не потеряно.

Современные русские композиторы: Артем Васильев
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков