Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ничего на свете лучше нету

Фестиваль камерной музыки "Возвращение"

Известия / Суббота 15 января 2000
Допустим, читатель, вы круглый год ходили в консерваторию на концерты и в вашей записной книжке образовался список из 10--15 прекрасных артистов -- известных, заслуженных, отборных, одни имена которых звучат как музыка. Теперь я дам вам буклет фестиваля "Возвращение": там вы найдете совсем другой список -- имена, по большей части вам совершенно неизвестные; из них подчеркнем тоже 10--15 и положим на другую чашу весов. Я не могу с уверенностью сказать, какая чаша перевесит.
Уже третий год подряд в Москве, в начале января, почти незаметно для широкой публики проходит фестиваль, равный по классу "Декабрьским вечерам", "Московскому форуму" и вообще "сливкам" регулярного сезона. Его организуют и на нем выступают молодые музыканты, лучшие в своем поколении -- ядро составляют выпускники Гнесинской десятилетки. В течение года мы их не слышим: они теперь -- граждане мира. Типовая биография: родился в 1975 году, окончил МССМШ им. Гнесиных, потом -- Королевский колледж музыки в Лондоне (варианты: Высшую музыкальную школу в Любеке, университет в Далласе, лондонскую Guildhall School of Music and Drama -- при этом фамилии учителей сплошь русские), был стипендиатом программы "Новые имена" (варианты: Фонда Спивакова, фонда "Америка--Израиль"); далее следует список лауреатских наград и фестивалей. Общее между всеми участниками -- молодость, отсутствие занудства, товарищество, расширенное понимание однокашничества (среди тридцати участников есть и постоянные москвичи) и плотный календарный план, в котором неизменно находится место для фестиваля камерной музыки "Возвращение".
Организующую роль играют трое: 1) скрипач Роман Минц (из Лондона), рыжий мрачный мужчина 24 лет с невероятной сценической энергетикой, лидер, способный цыкнуть и выстроить всю братию; 2) гобоист Дмитрий Булгаков (из немецкого Детмольда), красавец, стратег; 3) Михаил Фихтенгольц, студент-музыковед из Гнесинки, универсальная личность, одинаково легко составляющий тексты аннотаций и комбинации стульев на сцене. Вся акция -- продукт чистого энтузиазма: когда видишь подобное, наша текущая музыкальная жизнь, в которой музыканты убиваются за копейку, а оркестры устраивают забастовки, представляется дикостью.
В этом году фестиваль состоял из четырех концертов и был разбросан по четырем камерным залам. Самое ценное -- молодые музыканты умеют не только играть, но и думать: программы были составлены по высшему кураторскому разряду. Первая носила погребальный характер и называлась "In memoriam" -- звучали Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Пуленк памяти Прокофьева, Шнитке памяти Стравинского, Шнитке памяти Шостаковича и Шнитке в честь Шостаковича, Прокофьева и Стравинского, планировалось и приношение покойному Шнитке, но помешал лондонский грипп. Ни одного постоянного состава на фестивале не было -- участники все время объединялись в разных комбинациях. Однако запомнился образцовый струнный квартет (в следующем составе: Роман Минц --Тимур Якубов -- Максим Рысанов -- Кристина Блаумане). Пианистка Ксения Башмет проявила редкое чувство ансамбля, аккомпанируя Пуленка Дмитрию Булгакову, сопрано Юлия Корпачева безупречно спела русские песенки Стравинского в сопровождении трио: Мария Чепурина (флейта), Татьяна Осколкова (арфа), а партию гитары невозмутимо исполнил 13-летний Аркадий Резник.
Вторая программа, задуманная в пику повальным торжествам-2000, называлась "Апокалипсис сегодня": "Квартет на конец времени" Мессиана с изумрудной пианисткой Екатериной Апекишевой и ее партнерами (Борис Бровцын, Игорь Федоров, Борис Андрианов), Струнное трио Шнитке (безупречный ансамбль: Роман Минц, Максим Рысанов и беловолосая звезда фестиваля Кристина Блаумане), "Слезы ангелов" Джона Тавенера для дюжины солистов-струнников. С музыкой XX века у возвращенцев проблем не бывает.
В третьей программе игрались Бетховен, Шуберт и Антонин Райха -- все, как выяснилось, ученики великого отравителя Сальери (я не был на концерте, но мне нахваливали опять певицу Юлию Корпачеву).
В четвертую программу свалили все, что не могло войти в первые три. В целом получилось черт знает что, но опять же с изюминками, частью символическими: "Свидание" Шенберга, автобиографическое "Каприччио на отъезд" Виктора Суслина и "Криптофоническая пьеса", которую написал по просьбе организаторов молодой композитор Александр Райхельсон, алгоритмически превративший в нотный текст слово "Возвращение". Завершило фестиваль веселое и тоже символическое попурри "Бременские музыканты": его сотворил виолончелист Борис Андрианов, ухитрившийся найти в темах Гладкова и рококо, и венгерщину Брамса, и романтический шик.
Сыграв третий фестиваль, участники выпили шампанского и сели планировать четвертый. Пока еще ни одно сочинение в программах не повторялось, так что в январе 2001 года нас ждет новая порция роскошной камерной музыки, гарантией качества исполнения которой может стать любое из имен, упомянутых выше.
ПОДПИСИ:
(мальчик и девочка со скрипками): Роман Минц и Марина Катаржнова
(флейтистка): Марина Чепурина

Современные русские композиторы: Альфред Шнитке
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков