Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Саду цвесть

Юбилейные концерты федосеевского оркестра

Известия / Вторник 19 декабря 2000
Большой симфонический оркестр имени Чайковского, отметив в прошлом году 25-летие своего сотрудничества со своим главным дирижером Владимиром Федосеевым, в этом сезоне отмечает свое собственное 70-летие. В одном юбилейном концерте звучала европейская музыка, в другом -- русская. В том числе -- не исполнявшаяся около десяти лет Патетическая оратория Георгия Свиридова.
К очередному юбилею БСО имени Чайковского подошел в едва ли не образцовой форме. Устойчивый союз с главным дирижером (БСО и Федосеев равно нуждаются друг в друге), уделяющим оркестру много времени, правильно поставленное репетиционное дело, собственный Общедоступный симфонический абонемент в Москве с хорошо придуманными программами (например, "Венская музыка на рубежах веков. Бетховен, Малер") и успешные гастроли в Европе, записи и издание компакт-дисков -- все говорит о том, что сегодня федосеевцы стали самым качественным, стабильным и благополучным московским оркестром (еще недавно таким был Российский национальный Михаила Плетнева). К тому же Владимиру Федосееву и его подопечным удается быть одновременно и цивилизованными европейцами, и заправскими русскими патриотами.
В двух юбилейных концертах были намеренно представлены обе эти грани. Первый вечер был целиком западнический -- закрой глаза и представишь себя в Вене. Небольшим, идеально отлаженным составом БСО аккомпанировал моцартовские концерты скрипачу Виктору Третьякову, давно и заслуженно любимому широкой публикой, и пианисту Олегу Майзенбергу (Австрия), почитаемому эстетами. Затем, выйдя на сцену полными рядами, федосеевцы впечатляюще сыграли Вагнера ("Вступление и смерть Изольды") и отлично совладали бы с монументальным Брукнером (Te Deum), если бы не подкачали партнеры, свои и заграничные, -- крикливый хор Владимира Минина и неважные певцы-солисты из Германии.
Второй вечер доставил бы восторг самому прописному русофилу. Здесь у Владимира Федосеева свои вкусы. Из классики он выбрал ура-патриотическую кантату Чайковского "Москва" (здесь тоже было бы все хорошо, если бы не солисты -- не в меру мясистое меццо Ирины Чистяковой и аккуратно-скучноватый баритон Андрея Григорьева не составили выгодной пары). Из XX века -- другого Чайковского, Бориса (1925--1996): его "Тема и восемь вариаций", написанные в 1973 году для дрезденской Штатскапеллы, терпкие, эффектные, конструктивно слаженные, заставили пожалеть о том, что этот мастер исполняется столь редко. Но главным событием стало исполнение Патетической оратории Георгия Свиридова на слова Маяковского, приуроченное не только к юбилею оркестра, но и ко дню рождения (85 лет) покойного титана советской музыки.
Сочиненная в 1959 году, Патетическая тут же получила Ленинскую премию и зеленый свет на концертную сцену. Тогда Шостакович, искренне восхищавшийся музыкой Свиридова, сокрушался: "Я написал "Песнь о лесах" под нажимом, но его-то никто не заставлял писать Патетическую ораторию". Для политики оратория стала блестящим оружием пропаганды (не раз вывозилась за границу, где укладывала на лопатки растерянную западную аудиторию), для культуры -- выражением героического романтизма 60-х (чуть позже появился и фильм "Время, вперед!" Михаила Швейцера с музыкой Свиридова и тоже со стихами Маяковского).
В постсоветские годы петь Патетическую ("Я знаю -- город будет, я знаю -- саду цвесть", "Слава тебе, краснозвездный герой" и т.п.) стало стыдно: десять лет к ней никто не прикасался. И вот -- реванш: почти одновременно оратория исполнена в Петербурге (дирижером Владиславом Чернушенко с солистом-басом Геннадием Беззубенковым) и в Москве. Впрочем, Федосеев уже год назад собирался дать Патетическую испытанным составом исполнителей -- но заболел харизматический бас Александр Ведерников. Возникли справедливые сомнения -- может ли кто из певцов молодого и глумливого поколения петь сегодня с той же исполинской мощью? Как ни удивительно, замена нашлась -- молодой бас из Казани Михаил Казаков, в ком нашлась могучая натура, задиристый тембр "горлана-главаря" и бестрепетная искренность. Хоровая капелла Юрлова не ударила в грязь лицом, Федосеев и оркестр были великолепны, и Патетическая прозвучала во всей красоте; шквальная энергия музыки была так велика, что трудно было спокойно сидеть на месте.
Патетическая оратория -- произведение редкостно талантливое и непростое: Свиридову удалось протащить туда и образ Врангеля, написанный весьма сочувственно, и православную молитву; в "Разговоре с товарищем Лениным" невесть откуда змеями ползет страх; языческий финал, достойный Спилберга, славит не партию, а Солнце и поэта. Вместе с тем Патетическая -- исконно советское произведение, и попытки выгородить Свиридова 60-х из советского контекста, предпринятые в сопроводительном буклете, и навязать ему даже "антикоммунистическую утопию", выглядят ненужными и неубедительными. Чистоте опыта помешал и новый официоз -- перед исполнением оратории на сцене появился патриарх с наградою и благословением. Получилось, что Свиридова снова записали по какому-то ведомству -- теперь уже не СССР, а РПЦ.
Завтра, в День чекиста, БСО дает третий юбилейный концерт -- не западнический и не славянофильский, а шутливо-развлекательный. Если президент Путин вовремя покинет вечеринку на Лубянке, то успеет в Большой зал консерватории поздравить юбиляров и послушать мелодию из кинофильма "Шербурские зонтики".
ПОДПИСЬ: К юбилею своего оркестра Владимир Федосеев вернул к жизни Патетическую ораторию Георгия Свиридова

Современные русские композиторы: Георгий Свиридов
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков