Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ноябрьские вечера

Музыкальная жизнь столицы не стала дожидаться декабря -- по традиции кульминационного месяца в сезоне, когда афиша Большого зала консерватории заполнена рекордным количеством звездных концертов, а параллельно в Пушкинском музее проходят "Декабрьские вечера". В ноябре московскому слушателю уже досталось несколько фестивалей. Обратим внимание на три из них.

Известия / Понедельник 20 ноября 2000

Посвящение Олегу Кагану

Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Брамс, Франк, Яначек, Рихард Штраус, Шенберг, Шнитке. Список проверен, и ни у кого не вызывает сомнения. Ствол фестиваля -- немецкая традиция с небольшими национальными вариациями. С ее помощью утверждалась советская школа камерного исполнительства, лучшая в мире. К лучшим в этой школе относился скрипач Олег Каган, умерший 10 лет назад в возрасте 44 лет. Кто слышал его Моцарта в ансамблях с Рихтером или Баха в сольном исполнении, знает: подобного музыканта сегодня нет. Однако есть его бывшие партнеры и друзья, которые стараются соблюдать испытанную советскую немецкую традицию и играть так же, как они играли тогда. В фестивале участвуют Элисо Вирсаладзе, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Василий Лобанов, ряд иностранных музыкантов. Руководитель фестиваля -- вдова Кагана виолончелистка Наталия Гутман играет в пяти из семи концертов, как в камерных программах, так и с оркестром.
Два концерта с необычным репертуаром выглядят в фестивальной программе инородными явлениями (музыка к пьесе "Фингал" русского современника Бетховена Осипа Козловского, программа таллинского ансамбля Hortus musicus с Пяртом, Канчели и Кнайфелем). В остальном же действует принцип: ходим на любимых исполнителей.
Интересно, что сразу после окончания фестиваля Гутман вновь играет в Большом зале консерватории, и на сей раз гораздо более редкую программу -- концерты Мийо и Лало, но уже для другой публики -- платежеспособных держателей абонементов Российского национального оркестра. А "Посвящение Олегу Кагану" -- фестиваль для интеллигенции, которая должна убедиться, что все идет, как раньше, и возвышенная немецкая музыка так же прекрасна, как и в ту пору, когда ее играл Олег Каган.

Московская осень

Загний, Капырин, Каллош, Корндорф, Франкштейн, Фирсова, Селезнев, Смирнов, Тарнопольский, Юсупова, Соколов, Николаев, Михеева, Сумароков, Воронов, Шуть, Фахрадов, Уманский. Это -- композиторы, чья музыка прозвучала в течение только одного дня фестиваля, продолжающегося в Доме композиторов весь ноябрь. Музыка каждого (или почти каждого -- отсев не строг, но все же существует) московского композитора, а их несколько сотен, хотя бы раз в году должна прозвучать со сцены, и Союз композиторов героически предоставляет им такую возможность.
Внутри Союза композиторов существует Ассоциация современной музыки (АСМ), учрежденная 10 лет назад Эдисоном Денисовым. Приведенный выше список -- ее участники. Если добавить еще дюжину фамилий, то мы получим полный перечень композиторов прогрессивного крыла. При этом за пределами АСМ тоже есть немало авторов, пишущих солидно и профессионально. Широкая публика между тем ни прогрессивными, ни обычными композиторами совершенно не интересуется: на фестиваль ходят только коллеги, музыковеды и родственники. Хотя многие из звучащих сочинений, если их не исполнять вповалку, а умело и грамотно подавать, вполне могли бы пользоваться успехом. Можно только дивиться тому, что столь насыщенный и представительный фестиваль имеет ноль общекультурного значения. Не случайно только что появившийся в Москве кинофестиваль взял себе имя "Московская осень" -- видимо, его устроители даже не знают о существовании музыкального собрата с тем же названием.

Эрнст Кшенек в "Геликоне"

Кшенек. В 20-е годы в СССР по нему сходили с ума и ставили его оперы, в 60-е его пропагандировала Мария Юдина. В ноябре 2000-го Кшенека три вечера подряд играли пианист Юрий Полубелов и его партнеры. Публики было немного: интерес к малоизвестным у нас фигурам западного модернизма, как видно, прошел. Это обидно -- по одному Кшенеку (1900--1991), австрийскому чеху, в 1938 году эмигрировавшему в США, можно изучить историю музыки XX века. Остается сообщить: для кучки интересующихся, пришедших в зал театра "Геликон", романтически визионерский Пятый квартет стал откровением, а додекафонная опера "Цена доверия" -- поучительной забавой.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков