Театральная критикаБольшой балет займется балетомА руководить им будет Борис АкимовИзвестия / Суббота 07 октября 2000 Увольнение Алексея Фадеечева балетная общественность восприняла неоднозначно. С одной стороны, при его руководстве балет Большого театра сделал очевидные успехи: поставил хореографическую классику XX века -- балеты Джорджа Баланчина, выпустил коммерчески успешную "Дочь фараона", не прошел мимо новой отечественной хореографии -- станцевал "Русского Гамлета" Бориса Эйфмана, добился успехов на гастролях и собирался продолжать в том же духе. С другой стороны, чисто художественным достижением был один лишь Баланчин (и то недолго -- он шел слишком редко, и труппа стала его забывать), а не сомнительная с точки зрения историзма "Дочь фараона", не вульгарный Эйфман и тем более не условно подновленная версия "Дон Кихота", выданная за хореографическую редакцию Алексея Фадеечева.
Когда в конце августа художественным руководителем Большого театра стал дирижер Геннадий Рождественский, стало очевидно, что балетная линия претерпит изменения. Твердой рукой из репертуара были вычеркнуты балет "Лебединое озеро" и опера "Травиата", поставленные прежним худруком -- Владимиром Васильевым. Рождественский усомнился в музыкальных качествах "Дочери фараона", но на лучшую часть фадеечевской афиши он покушаться не стал. Тем не менее между Рождественским и Фадеечевым возник заочный спор по поводу будущих планов балета (Рождественский вскоре благополучно отбыл за границу), которому Фадеечев дал огласку на пресс-конференции вне стен театра. Опрометчивый шаг Фадеечева перечеркнул все его заслуги -- гендиректор Большого Анатолий Иксанов разорвал с ним контракт.
54-летний Борис Акимов, назначенный на место Фадеечева, известен как блестящий танцовщик (в 60--70-е годы, то есть в эпоху Григоровича), а ныне -- как один из лучших педагогов-репетиторов, за которого хватаются не только Большой театр, но и первые балетные компании Лондона, Милана, Гамбурга и Токио. В профессиональных кругах он характеризуется как личность с большим талантом и безупречной репутацией. В Большом театре Акимов сосредоточится на своем прямом деле -- занятиях с труппой и повышении танцевального уровня Большого балета. Впрочем, Акимов как балетный политик и репертуарный стратег не известен. Но подобных задач, видимо, перед ним и не ставится. В новой модели управления Большим театром найдется место консультантам, экспертам и советчикам (кстати, членом худсовета стал бывший главный художник Сергей Бархин: декларативно уйдя вместе с Васильевым, он уже вернулся в театр). Среди тех, к кому прислушивается руководство, и представители интеллектуальной элиты, и практики -- например, Юрий Григорович. Однако нет прямых оснований полагать, что Григорович вскоре станет теневым руководителем балета, так же как нет причин считать, что вместе с Алексеем Фадеечевым исчезнет прогрессивная команда Нины Ананиашвили, которую он представлял.
ПОДПИСЬ: Борис Акимов поднимет дух Большого уже не в роли Красса, а в должности балетного худрука
|