Театральная критикаГосударство поддержало культуруВ указе президента "О присуждении Государственных премий в области литературы и искусства" не обойден ни один из видов художественной деятельности. Очередное награждение мастеров культуры Госпремиями не заключает в себе ничего экстраординарного. Просто оно произошло на весьма примечательном фоне. Указу президента предшествовало некоторое охлаждение между властью и деятелями искусства. Последние имели основания говорить о невнимании к себе и к тому делу, которым они занимаются. На церемонии вручения премий в какой-то степени это признал и сам президент, который сказал: "Казалось, что культурой можно не заниматься, что надо избавить ее от идеологического диктата, и она сама будет развиваться. Однако на смену "тотальному контролю" пришло некоторое государственное безразличие. Очень быстро мы осознали, что такое отношение ведет к деградации, упадку культуры, а значит, и к ослаблению самого государства". Ослабленное государство таким образом сделало шаг навстречу ослабленной культуре. Что из этого выйдет, покажет будущее.Известия / Среда 14 июня 2000 ЛитератураНынешнее присуждение Госпремии в области литературы -- исключительно. В том смысле, что из списка претендентов были исключены все, кроме одного -- Владимира Маканина. Жюри бросило своеобразный вызов современной словесности, предъявила ей гамбургский счет. Решение смелое и во многом справедливое. Маканин -- едва ли не единственный из известных писателей своего поколения, кто сохранил отличную литературную форму. Его роман "Андеграунд, или Герой нашего времени" был сразу переведен на основные европейские языки; только что в издательстве "Вагриус" вышел очередной однотомник маканинской прозы, наполовину составленный из совершенно новых вещей.
Другое дело, что решение это одновременно сигнализирует литературной общественности о неблагополучии: поколенческий "запас прочности" исчерпан, нужно менять премиальную политику, смириться с правом "сорокалетних" на признание. Причем именно официальное признание. От имени государства.
МузыкаГосударственная премия в области музыки досталась пианистке Элисо Вирсаладзе за концертные программы 1995--1999 годов. Если отбросить сам факт стилистического мезальянса между термином "Госпремия" и утонченным Шопеном, то выбор нужно признать оправданным. Многие годы, и означенную пятилетку в том числе, имя Вирсаладзе притягивает большой круг искушенной публики, которая ценит ее строгий артистизм, глубоко скрытую чувственность, виртуозное мастерство и подвижническую самоотдачу. Вместе с Элисо Вирсаладзе на филармонической эстраде еще продолжает жить традиция Нейгауза, Софроницкого, Рихтера; она -- один из последних экземпляров уходящей породы.
Труд Пермского театра оперы и балета оценен в виде признания заслуг дирижера Вадима Мюнстера, режиссера Георгия Исаакяна, художника Игоря Гриневича и хормейстера Владимира Васильева. Их проект -- "Оперная Пушкиниана", идущая в три вечера и составленная из опер Мусоргского, Кюи, Рахманинова, Даргомыжского и Римского-Корсакова, -- был замечен прессой и академическими исследователями музыкального театра. Нельзя сказать, что он оказался вполне удачным, -- музыкальная часть страдала всеми болезнями провинциального театра, а на сцене удачные концептуальные решения сочетались с претенциозностью и безвкусицей. Среди местной публики ценителей проекта оказалось немного; на столичный уровень он тоже не потянул и Москвой востребован не был. Достоин награды скорее всего лишь сам поступок театра, решившегося в ущерб кассе пойти вразрез с традициями репертуарной рутины.
ТеатрИз театральных Госпремий наиболее убедительно выглядит награда, которую получил Кама Гинкас: "К.И. из "Преступления", "Казнь декабристов" и "Пушкин. Дуэль. Смерть" были лучшими спектаклями своих сезонов, и все они до сих пор идут с большим успехом. Но дело даже не в этом -- Гинкас создал свой театр, воспитал собственного зрителя. Он -- как ни относись к абсолютно безнадежному духу его произведений -- по праву считается ведущим режиссером Москвы. "Женитьба" Арцибашева, вышедшая в Театре на Покровке, тоже была очень хорошим спектаклем. Отличным спектаклем -- пожалуй, лучшим в своем сезоне. Но этот сезон относится к 1996 году, и если Гинкас получил премию за совокупность работ, последняя из которых вышла совсем недавно, то постановка Арцибашева в сочетании со словами "2000 год" смотрится странно. (К самому спектаклю это отношения не имеет -- его стоило наградить три года тому назад.) А санкт-петербургский режиссер Григорий Козлов, получивший премию за спектакли "P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии" и "Лес", заслуживает самых добрых слов, как и его актеры, которые тоже вполне заслужили Госпремии. "P.S.", показанный на последней "Золотой маске", оставил впечатление достойное, профессиональное, высококультурное -- и очень скучное... Но ощущения публики комиссии по Госпремиям, разумеется, не указ.
КиноГосударственная премия "Сибирскому цирюльнику" -- новое признание общественного предназначения "важнейшего из искусств". Никита Михалков предложил свой вариант национальной идеи. В числе ее составных -- монархия, мудрый государь во главе, непререкаемое высокопревосходительство. Это оказалось ко времени -- вот и трон в Кремле уже отреставрирован. Наиболее рациональным зерном в фильме стала попытка вернуть стране чувство достоинства -- на эмоциональном уровне картина замечательно передает величие России и после киноболотца последних лет кажется океаном. Ее темперамент захватывает зал, ее мифологический строй напоминает о первородном грехе кинематографа -- быть иллюзионом. Оппонентам киноиллюзий напомним, что от первородного греха есть-пошло человечество. Но у "кинопосланий" есть своя слабина: они иллюстрируют тезис. Михалков это хорошо понимает. Он идет на снижение планки и делает картину, где лишь эпизоды напоминают о былых взлетах большого таланта. Он жертвует собой художником во имя идеи -- миллионы зрителей жертву оценили. "Сибирский цирюльник" впервые за десятилетия вернул людей в кинозалы -- и это стало началом возвращения всего отечественного кино.
АрхитектураВ архитектуре, судя по списку награжденных, был не самый удачный год. Награждены авторы роскошного академического многотомника "Русское градостроительное искусство" -- поклон в сторону науки -- и коллектив авторов московской Олимпийской деревни, возведенной к Всемирным юношеским играм 1998 года -- поклон в сторону лужковских архитектурных инициатив, которые комитетом по Госпремиям доселе не замечались. Так же тускло выглядит и список награжденных в области изобразительного искусства. Живопись Эдуарда Браговского особыми достоинствами не отличается. Что же касается скульптуры старейшего мастера Иулиана Рукавишникова, а также живописи и храмовой росписи Ирины Старженецкой, то это достойные профессиональные работы, и их авторы награждены по совокупности прежних заслуг, поскольку в последние годы никаких творческих прорывов за ними не числилось. Но другого никто и не ожидал -- в составе комитета секция ИЗО остается одной из самых традиционных, разного рода новаторства ей не интересны. А потому и лауреаты Госпремии -- люди достойные, но никому не интересные.
На снимке: Государственную премию в области киноискусства за создание фильма "Сибирский цирюльник" Владимир Путин (слева) вручил композитору Эдуарду Артемьеву. Фото ИТАР--ТАСС.
|