Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Евгений Светланов эмигрировал

Уже ровно год, как Светланов не выступал в Москве на симфонической сцене: он поссорился со своим бывшим оркестром. Зато помирился с Большим театром, где отпраздновал два года назад свое 70-летие, а в этом сезоне поставил оперу Римского-Корсакова "Псковитянка". О ней пресса, и "Известия" в том числе, писала разочарованно, признавая, что единственным достоинством спектакля был сам Светланов.

Известия / Вторник 04 апреля 2000
Нет, Ирина Архипова не спела Графиню в "Пиковой даме". Заболев незадолго до спектакля, она должна была отменить свое символическое выступление на сцене Большого -- одно из событий юбилейного сезона, в ходе которого отмечается 45-летие ее творческой деятельности. Ирина Константиновна все же пришла в театр -- она приняла цветы от коленопреклоненного Владимира Васильева, попросила прощения у публики и осталась с ней, заняв место в ложе. Спектакль прошел без нее, но в ее честь: каждый выходивший на поклоны слал их не только публике, но и героине вечера персонально.
Кто-то шел на спектакль, еще не зная, что Архипова петь не будет, что не выступят в нем и приглашенные артисты Мариинского театра. Я знал и все равно шел -- потому что "Пиковой дамой" дирижировал Евгений Светланов.
"Пиковая дама" -- это испытанная постановка Большого, идущая аж десятки лет. Режиссура Баратова, дозаправленная Покровским, -- крепче не сыскать. Декорации Дмитриева -- старомодно, но эффектно: боковые фасады Эрмитажа уходят вдоль Зимней канавки в глубь сцены -- не отличишь, где выгородка, а где уже задник. Торжество иллюзии: занавес раскрывается -- зал очарованно рукоплещет. И так на каждой картине.
Сам Светланов между тем дирижировал "Пиковой" в театре первый раз в жизни -- удивительно, но раньше не пришлось. Об этом, если не знать, никто бы и не догадался. Но пусть бы это был тысячный раз: Светланов неуловимо обновляет свои интерпретации, и в "Пиковой" чувствовался нынешний, поздний светлановский стиль. Фатализм Чайковского ему теперь, наверное, особенно понятен: Светланов словно исходит из знания, что все известно наперед. Его участие в истории носит чуть отстраненный характер (что отличает его, к примеру, от кипучего, вовлеченного в рассказ Гергиева); темпы многих номеров замедленны, звучность экономна, строга, прозрачна; кульминации беспощадны и яростны; лирическое высказывание укрупнено до монументальности. Образцовая архитектоника шедевра Чайковского ясна ему до мелочей. Он знает, как надо.
Проблема, однако, в том, что Светланов остается при своем знании, а остальные участники спектакля -- при своем. Оркестр местами по-хорошему оперно-грубоват, местами тонок и изыскан (гениальная находка Светланова -- сыграть молитвенные аккорды в эпизоде казармы безвибратным, "аутентичным" звуком), но не стесняется пропускать огрехи, вступать не вместе, терять долю... Хор дрябловат и неточен, хотя в мужской своей части исправляется к финалу. Дети неуклюже толкутся на сцене, и Светланову приходится стоять с поднятой рукой, задерживая следующее вступление. Образ дирижера-диктатора, у которого все ходят по струнке, остается только образом. В реальности все действуют кто во что горазд.
Особая роль здесь принадлежит певцам, а среди них -- Владиславу Пьявко, выступившему в партии Германа. Нет слов, знаменитый тенор отменно моложав, статен -- в роли несчастного влюбленного он, правда, поначалу странноват, но чуть только дело доходит до карт, Пьявко начинает выделывать чудеса актерского мелодраматизма и держит сцену так, как подобает истинному премьеру. К концу спектакля начинаешь прощать ему даже то, что половину партии певец предпочитает не петь, а художественно проговаривать на все лады, что голос его, заметно эстрадного тембра, качается вовсю -- при этом средства для положенных высоких нот все-таки находятся. В порыве лицедейства Пьявко ухитрился спутать слова во фразе "Что наша жизнь? Игра!", но зато какая отчетливость текста, какая работа на зал! Я бы только как-нибудь спросил у Владислава Ивановича: почему он абсолютно не обращает внимания на палочку Светланова и предпочитает излагать партию в автономном ритмическом режиме?
Вспомнить какой-либо номер спектакля, где бы все, что требуется в музыке, совпало одно с другим, стоит труда. Даже баритон Андрей Григорьев, отлично спевший арию князя Елецкого, сделал это в результате компромисса в темпах с дирижером, а достигался этот компромисс в течение всей арии. Даже Наталия Дацко, звучавшая в партии Лизы красиво и свежо (у своего партнера Пьявко ей бы стоило поучиться дикции и занять сценического темперамента), лучше знала, "откуда эти слезы", чем откуда эти ноты и паузы. У Татьяны Ерастовой (Полина) ровно и качественно прозвучал лишь романс. Владимир Букин (Томский) ничем не запомнился. Галина Черноба (Прилепа) едва вытянула партию. "Моржи" пели разболтанными голосами. Но было и открытие: лучшим номером спектакля стала ария Гувернантки (не обидно ли для такой оперы?) в исполнении дебютантки Елены Манистиной, которая блестяще разыграла и спела маленькую миниатюру, спародировав в ней саму Ирину Архипову, внушающую "правила света" своим ученицам -- причем, оказывается, решение сценки подсказала ей сама Архипова.
Не у всех так хорошо с чувством юмора, и это тоже черта Большого театра. Галина Борисова, красавица в летах, заменившая Архипову в партии Графини, тем не ограничилась, а выйдя на авансцену и вручив цветы своей коллеге, затем минут пять картинно собирала под вопли клакеров восторги зала, с особым удовольствием делая это в присутствии юбилярши.
О юбилейном гала-концерте в честь Архиповой, состоявшемся вчера в Большом зале Консерватории, мы расскажем в завтрашнем номере.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков