Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Парижский Верди

Опера "Дон Карлос" на канале "Культура"

Известия / Пятница 10 марта 2000
Часто кажется, что телеканал "Культура", с его елейными ведущими, синтезаторными заставочками, цветами и самоварами, способен только отвратить телезрителя от того явления, в честь которого он называется. Однако и все дельное, что бывает показано по телевидению, в частности из области классической музыки, возникает тоже на телеканале "Культура". А на минувшей неделе победу канала хочется отметить особо -- наконец-то он показал современный оперный театр.
Вообще, цикл "Мировая опера", уже второй год показывающий (раз в две недели) какой-нибудь шедевр из "Ковент-Гардена" или с "Арены ди Верона", имеет несомненную объективную ценность, которая могла бы стать еще выше, если бы к фирменному пересказу Святославом Бэлзой происхождения и сюжета оперы добавить субтитры по ходу действия и профессиональные комментарии в антрактах.
На этот раз, Бэлза, впрочем, даже не рассказал сюжета, сославшись на то, что оперу "Дон Карлос" Верди телезрители ранее уже видели в другой постановке -- это была работа Лукино Висконти в "Ковент- Гардене". Теперь канал "Культура" позволил себе роскошь дать ту же оперу в иной сценической интерпретации и с иным составом исполнителей. Это качественный прорыв: если в других операх цикла пели певцы хорошие и великие, но ныне сошедшие или сходящие со сцены, то здесь нам была предложена запись относительно недавняя (1996 год), в которой поют первые действующие лица современной оперной сцены, и по их искусству мы можем судить о настоящем дне европейской оперы.
Роберто Аланья (Дон Карлос) -- лучший итальянский лирический тенор наших дней, обладающий естественной пластикой и легкостью звуковедения, хотя подчас и немного завиральный в верхах. Прочих певцов к итальянской школе отнести нельзя, при этом вердиевский стиль им дается в силу их общей вокальной культуры. Украшение состава -- финское сопрано Карита Маттила (Елизавета Валуа), звучащее прохладой облаков; она придает шиллеровской драме оттенок бергмановского семейного фильма. Долговязый американский баритон Томас Хэмпсон сообщает своему страстному правдолюбцу Родриго пламенность демократа, а приземистый бельгийский бас-баритон Жозе ван Дам (старший в компании) ведет партию короля Филиппа Второго с провинциальной основательностью. Пожалуй, лишь немка Вальтрауд Майер (принцесса Эболи), выдающаяся вагнеровская певица, звучит наименее по-вердиевски. Молодой дирижер Антонио Паппано выжимает все возможное из жестковатого "Оркестра Де Пари" и, не обращая внимания на мелкие потери в ансамбле, упоенно ведет вердиевскую кантилену.
"Дон Карлос", написанный Верди в 1865 году для Парижа на французском языке, в дальнейшем претерпел перевод на итальянский и несколько авторских редакций. Спектакль, поставленный именитым режиссером оперы и драмы Люком Бонди на сцене парижского театра "Шатле", опирается на первоначальную пятиактную версию, не вполне ее придерживаясь и тем самым оставляя место для критики: видимо, надо брать либо премьерный вариант как есть либо исполнять самую последнюю редакцию, утвержденную автором. И все же это опера парижская, как таковая и поставлена -- состав участников интернационален, поют по-французски.
Сама постановка не свободна от изъянов, но обладает рядом драгоценных качеств. Она скупа, далека от пышной зрелищности и обходится минимумом реквизита (сценограф -- Жиль Эйо), вместе с тем это и не типичное для нашего времени вольничанье, разрушающее логику замысла. Антураж королевского сада исчерпывается двумя синими банкетками и парой львов, изливающих струйки (похожие стоят и рядом с самим театром "Шатле") -- зато если уж жгут еретиков, то огонь горит прямо на сцене. Прелесть работы Бонди -- в ее органичной оперности; музыка Верди нигде не чувствует себя в гостях.
Театр "Шатле", в отличие от обеих сцен "Гранд-опера", где идет множество названий одновременно, -- нерепертуарный театр. "Дон Карлос" был изготовлен, показан в течение нескольких недель, затем прокатан в Лондоне, Брюсселе и Лионе и навсегда снят. Остался компакт-диск фирмы EMI, записанный прямо со сцены, и видеозапись, ставшая результатом копродукции нескольких европейских телеканалов. Приятно, что теперь она добралась и до "Культуры".
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков