Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Дополнения в хрестоматию

Обзор московских концертов: Бальчунас, Монигетти/Полубелов, Рудин-дирижер

Известия / Понедельник 21 февраля 2000
В минувшие дни ваш корреспондент составил компанию московским слушателям, в три вечера побывав на четырех концертах разной степени элитарности и демократичности.
Концерт "Ко дню восстановления независимости Литвы" в Большом зале консерватории мог бы быть демократическим, но на него мало кто пришел. Меня соблазнила объявленная в программе полная версия бетховенской музыки к "Эгмонту" Гете, где монолог героя должен быть читать Юозас Будрайтис. Однако "Эгмонта" вместе с Будрайтисом заменили Третьей симфонией Бетховена. Нет слов, Третья, она же "Героическая", созвучна чувствам любого народа, добившегося независимости, но литовский народ имеет и своих композиторов -- нет бы воспользоваться поводом и исполнить кого-нибудь из них в Москве?
Играл федосеевский оркестр, которым управлял Лютаурас Бальчунас, ассистент Федосеева, ныне расстающийся со своей должностью и переходящий в вильнюсскую оперу. На прощание с коллегой оркестр не счел нужным постараться и трудился спустя рукава: баланс был грубоват; первый валторнист, гордость оркестра, решил, что не грех и покиксовать. Бальчунас тоже ничего не придумал. Исполнение вышло заштатным, каких в Москве сто за сезон. Случайная публика вяло аплодировала между частями. Вышла на божий свет изнанка блестящей деятельности федосеевцев: маэстро в отлучке, концерт побочный, неабонементный, убиваться не для кого. Во втором отделении был запланирован балтийский сосед Григ и пачка оперных арий: Онегин, Фигаро... При чем тут литовская независимость? Каюсь, ушел в антракте.
Слушать концерты по кусочкам в эти дни пришлось и по объективным причинам: Баха-отца и Баха-сына исполняли в разных залах в один и тот же день. В один из прошлых приездов в Москву швейцарский виолончелист Иван Монигетти играл с оркестром своего московского коллеги -- Александра Рудина; теперь им пришлось действовать параллельно. Отборная публика пришла на культового Монигетти, едва заполнив половину Малого зала. Рудин, пользующийся телевизионно-культурной известностью, собрал почти полный Большой зал.
В Малом родился превосходный дуэт. В Иване Монигетти, красавце с седеющими бакенбардами, сохранился образ подвижника 70-х годов, героя авангардной сцены. Его новым партнером стал молодой пианист Юрий Полубелов, гений ансамбля, бесплотная личность времен Сецессиона с уходящим в глубину взглядом. Быть современным сегодня -- значит быть программно несовременным, это и объединяло партнеров. Они исполнили до-мажорную сюиту Баха для виолончели соло, к которой Роберт Шуман приписал фортепианный аккомпанемент. Почему не оригинал? Таковы веяния времени: не так давно Алексей Любимов тоже нарочно одевал Баха в платья глуповатой романтической эпохи. Видимо, наступило пресыщение чистым историческим аутентизмом. Но осталось актуальным аутентичное отношение к интонации, питающееся христианским пониманием музыки как воплощения слова (в противовес южнорусской сияющей музыкальности как таковой). Опять же не так давно виолончелист Миша Майский играл на виолончели песни Шуберта и Брамса. Монигетти с Полубеловым исполнили песню Шумана из цикла "Любовь поэта". Не превратив ее в песню без слов: глядя на смычок Монигетти, рассказывающий мелодию, слушатели, как паства, пропевали про себя: "Во сне я горько плакал..." Встык с песней, без паузы, дуэт исполнил тем же макаром шумановское Адажио и аллегро opus 70 -- поэтому мы могли вообразить, что и там за мелодией стоят слова, хотя их и нет в природе. Аллегро получилось менее удачным, нежели Адажио, но в целом звучание дуэта, где крупный, экспрессивный штрих Монигетти дополнялся истощенной звукописью Полубелова, ласкало слух. Было жалко уходить, не послушав музыки Валентина Сильвестрова, но пропустить событие в Большом зале тоже не хотелось.
При входе в Большой зал стоял освещенный прожекторами, новенький и желтенький как лимончик "Фольксваген-Жук". Таким образом спонсор концерта, вероятно, хотел сказать, что Карл Филипп Эмануил Бах, сын Иоганна Себастьяна, тоже был жук в музыкальной композиции, что правда. Первое в русской истории исполнение оратории "Воскресение и Вознесение Христа" уже началось, и первые впечатления при входе в зал не были приятными. Сопрано Яна Иванилова пела легко, но приблизительно, тенор Дмитрий Пьянов плавал в дуэте с ней, оркестр "Musica Viva" звучал обыденно. Организаторы напечатали в программке текст оратории с переводом, при этом таинственно погасили в зале свет -- то и другое было сделано из лучших чувств к слушателю. После антракта дело пошло на лад, а к концу, где зазвучали торжественные хоры, объединенная группировка сил под командованием Александра Рудина одержала полную победу. В ариях и речитативах порадовал бас Михаил Никифоров, достигший за годы своей работы в Германии больших успехов. Дмитрий Пьянов все же показал потенциал барочного певца. Достойно справились с "гамбургским Бахом" мужская "Хоровая академия" Александра Седова и детская капелла Марии Струве, рудинский оркестр не ударил в грязь лицом, а больше всех удивили приглашенные духовики, среди которых, как ни странно, с коронным блеском провели свои непростые партии трубачи. За качественный подбор музыкантов отдельное спасибо Александру Рудину, заслужившему рукоплескания не только в силу репертуарного эксклюзива.
Умение сочетать редкости с хрестоматией показали в своей элитарной и демократичной программе петербургская певица Виктория Евтодьева, давшая свой первый сольный концерт в Москве, и пианист, тоже кудесник ансамбля, Алексей Гориболь. Забытые романсы Антона Аренского и неизвестный широкой публике ранний цикл Леонида Десятникова они спели на равных правах с самыми заезженными романсами Чайковского. Стилистическим ключом был Десятников. Его "Пять стихотворений Тютчева", написанные в 70-е годы молодым композитором, на диво зрелы по языку и мысли. Будучи создан в русле развитой традиции, понимающей романс как сугубо концертный жанр, равный сонате или симфонии, и опираясь на философскую поэзию, тютчевский цикл Десятникова оказал обратное влияние на подход исполнителей к бытовым и безыскусным романсам Аренского и Чайковского. Сопрано Евтодьевой, профессионально ухоженное, и ее сдержанное сценическое обаяние были олицетворением петербургской интеллигентности и гарантиями вкуса. А жаль, иногда думалось. Может быть, романсам прошлого века прописана некоторая засоренность и привкус любительщины, без которых они не защищены от упреков в дурной наивности. Или тогда уж надо идти до конца и играть их на виолончели, как Иван Монигетти играл Шумана. Нам играют, а мы поем про себя: "День ли царит..." Какая красота!
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков